naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Category:

На Инчхон! Инициатива и альтернатива

Снаряжаем попаданца.

Несколько лет назад я нарисовал картинки, которыми любуюсь каждый раз, когда хочу убедиться в том, что жизнь прожил не зря. Картинки суть кадры мультфильма о наступлении японского флота в Жёлтом море в феврале-марте 1904 г. Я их публиковал ранее, и здесь, и не здесь, и сам приведённый ниже текст не будет чем-то принципиально новым для подписчиков. Тем не менее, текст, полагаю, получится интересным, как ценная иллюстрация к  "Принципу мёртвой синицы", не включённая в тот текст по соображениям объёма и цельности повествования.

Полюбоваться предлагаю двумая картинками. На первой -  положение сил японского флота утром 3/16 февраля 1904 г. Смотрим:




Рисунок 1 - Схема расположения сил Соединённого флота утром 3/16 февраля 1904 г. (кликабельно)

Полагаю, что при взгляде на эту картинку любой уважающий себя альтернативщик должен схватиться за костыли, т.е. "Пересвет" с "Победой", и крикнуть "На Белград!", т.е. "На Инчхон!" Снабжённый этой картинкой попаданец мог бы натворить дел. День 3/16 февраля 1904 г. было эпохальной датой - в этот день в Чемульпо началась выгрузка основных сил 12-й дивизии, начался второй этап развёртывания японской армии на континете. Сорвав высадку, русская эскадра могла радикально изменить дальнейший ход войны - а если бы к этому успеху присоединилось избиение отряда Уриу, русский флот и вовсе покрыл бы себя многочисленными лаврами.

Между тем, как мы видим, главные силы 1-й и 2-й эскадр Соединённого флота были расположены на расстоянии около 170 миль от места главных событий, и в 150 милях от пункта сосредоточения отряда контр-адмирала С. Уриу. Иными словами, в случае появления русской эскадры в районе Чемупльпо-Асан броненосцы Того и броненосные крейсера Камимуры могли вмешаться в события только через 10-12 часов. В самом лучшем, теоретическом случае. На деле время, необходимое для перехода с рейда Пхальгупхо (или "от Хакко") в район Чемульпо-Асанман было сравнимо с продолжительностью светового дня, т.е. Того и Камимура вообще не могли бы помешать русским кораблям творить разное в том случае, если бы на творчество был отведён один день. И, далее, у Того в этот день не было прямой связи с Уриу - для решения проблемы ему пришлось организовать радиорелейную цепочку  (см. рис. 2, позициии "Такасаго" и "Тихайя").


Рисунок 2 - Схема расположения сил Соединённого флота утром 5/18 февраля 1904 г. (кликабельно)

Накалим драматизм: в промежуток между вышеприведёнными картинками поместилось  совещание командного состава русской эскадры под председательством адмирала Е.И. Алексеева в Порт-Артуре, состоявшееся 4/17 февраля. Совещание, на котором Алексеев в очередной раз продемонстрировал свои таланты (я не иронизирую), указав, что:

есть вероятие, что прекращение действий против Артура в настоящее время следует отнести к отсутствию части японского флота, ушедшего из Корейского залива для исправлений, а потому настоящее время наиболее благоприятный момент для производства демонстрации нашею эскадрою к шхерам западного Корейского берега, ко входу в Чемульпо.

Как видим, Алексеев дал вполне верную оценку ситуации и принял в принципе правильное решение были вполне верны. Проблема была только в словосочетании "настоящее время".  Алексееву и Старку не хватило пары дней для того, чтобы нанести действительно сильный удар по японским планам.

Впрочем, вернёмся к картинке - и альтернативе. Истинная ценность приведённой иллюстрации, мне кажется, заключается в следующем. Мы видим ситуацию, в которой японская позиция оказывается уязвимой (сильно уязвимой), при этом для успешного предприятия со стороны японского противника нет никаких физических препятствий. У русской эскадры была техническая возможность атаковать японцев с превосходящими силами, и был как минимум один световой день на реализацию преимущества. Таким образом, на практике транспорты в Чемульпо и отряд Уриу в Асане были защищены от посягательств исключительно нематериальными конструкциями. Руководство нашей эскадры оставалось в реактивном состоянии (хотя и начинало из него выходить). Руководство нашей эскадры не имело полной информации о положении противника (почему демонстрации у Чемульпо было решено предпослать серию разведывательных походов крейсеров). И именно поэтому для реализации совершенно верной мысли руководству нашей эскадры не хватило времени.

Итого, у нас есть красивый пример "капитализации" нематериальных активов - владения инициативой и информационного преимущества. Далее, мы так же видими иллюстрацию к вопросу о ценности высокого темпа операций (в т.ч. на негативном примере, наша операция "чуть-чуть запоздала"). Наконец, мы видими пример того, как сторона, имеющая на руках ряд существенных преимуществ (превосходство в силах, превосходство в информационной сфере, инициатива), может позволить себе серьёзный риск при реализации полученного преимущества и за счёт этого риска полученные преимущества наращивать: Того не тратил время и силы на обеспечение безопасности перевозки войск в Чемульпо (каковая относилась к реализации преимуществ), сосредоточившись на подготовке к новой, третьей, атаке Порт-Артура (для поддержания и наращивания имеющегося преимущества).
Tags: русско-японская
Subscribe

Posts from This Journal “русско-японская” Tag

  • Вопросы методологии. Метод "третьего объекта"

    Не очень красивый, но точный заголовок. Упоминание линкоров, в сочетании с упоминанием самолётов и ракет, вызвало живую реакцию. Так бывает почти…

  • Учиться настоящим образом

    Трудный выбор. Одной из главных, и даже, пожалуй, главной проблемой российского флота в войне с Японией было то, что наш флот не был…

  • Поучительная история

    Как интерпретировать снарядный ответ. Завершение снарядного сериала заслуживает развёрнутого комментария. Тема, полагаю, была интересна многим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments

Posts from This Journal “русско-японская” Tag

  • Вопросы методологии. Метод "третьего объекта"

    Не очень красивый, но точный заголовок. Упоминание линкоров, в сочетании с упоминанием самолётов и ракет, вызвало живую реакцию. Так бывает почти…

  • Учиться настоящим образом

    Трудный выбор. Одной из главных, и даже, пожалуй, главной проблемой российского флота в войне с Японией было то, что наш флот не был…

  • Поучительная история

    Как интерпретировать снарядный ответ. Завершение снарядного сериала заслуживает развёрнутого комментария. Тема, полагаю, была интересна многим…