Неблагодарные американцы.
После заметки о печальном Стэрди я хотел составить небольшой список "забытых адмиралов" и запустить голосование - голосования, сколько могу судить, подписчикам нравятся. Но потом передумал. Потому, что в этом голосовании, на мой взгляд, будет очевидный фаворит. А именно - Фрэнк Джек Флетчер.
Флетчер - адмирал поистине потрясающей судьбы. Он, на минутку, был старшим американским офицером в море (назовём это так) во время:
- сражения в Коралловом море;
- сражения у о. Мидуэй;
- высадки на Гуадалканал (операция "Уотчтауэр");
- сражения у Восточных Соломоновых островов.
Иными словами, Флетчер был одним из главных персонажей кампании 1942 г. на Тихом океане, одним из главныз героев истории о том, как американцы остановили японское наступление и начали наступать сами. Хэлси, для сравнения, вообще не участвовал ни в одном из перечисленных дел. Спрюэнс блестяще играл при Мидуэе - но не более того. Митшер при том же Мидуэе не очень блестяще - мягко говоря - командовал "Хорнетом". Тем не менее, с осени 1942-го и до конца войны Флетчер занимал дурацкие должности, а Спрюэнс, Хэлси и Митшер стали "звёздами" войны с Японией.
История о том, как так случилось, сложна, и я её пересказывать сейчас не буду - порекомендую ещё раз прекрасную книгу Ландстрома. В целом "падение Флетчера" как минимум отчасти - результат неприязненного отношения к нему Эрнеста Кинга (отчасти связанного с сантиментами - Флетчер потерял "Лексингтон", которым когда-то командовал Кинг). Но только отчасти. Всё же история Флетчера, помимо прочего, ещё и история об американском "перфекционизме".
Если вам нужен контрпример к фразе "победителей не судят" - то это про нашего сегодняшнего героя. Несмотря на то, что Флетчер был начальником в четырёх ключевых операциях 1942 г., каждая из которых, в конечном итоге, оказалась успехом разной степени значимости и полноты, он регулярно получал порцию критики от начальства и, в конце концов, отправился сначала на отдых, а потом в тыл. Американцы любят писать о том, что у них "цикл обучения" был выстроен лучше, чем у японцев. Доказательств этого утверждения не так много, но карьера Флетчера может служить одним из них, в сравнении с карьерой Нагумо Тюити - который после Мидуэя сумел проиграть Восточные Соломоновы по личной инициативе, а работу на "передке" потерял только в ноябре 1942 г.
Стоит ещё добавить, пожалуй, что у американцев есть сразу две почти "сиротские" победы - блестящие победы. Первая - Сантъяго-де-Куба, которая толком вообще ни к кому не "приписана" (главной звездой войны с Испанией стал автор куда как менее впечатляющей победы в Манильской бухте). Вторая - Мидуэй. В которой, безусловно, много героев, но которая не ассоциируется с одним именем так же, как Трафальгар или Цусима. С чём это связано, я не знаю. Можно было бы выдвинуть гипотезу об организационном совершенстве американского флота, в котором не так важна роль личности - но нет, это точно не про Сантъяго-де-Куба, и едва ли про Мидуэй.
Впрочем, вопрос "забытости" - вопрос, не имеющий однозначного решения. Кроме того, я не так хорошо знаю историю парусов. Поэтому, если у вас есть иная кандидатура на пост "самого забытого", буду рад услышать версию.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →