naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Недооценённая победа

Стэрди достоин большего.

Ув. lot1959 разместил у себя весьма любопытный групповой портрет британских адмиралов времён Первой мировой. Его, полагаю, можно долго с интересом разглядывать, размышляя над тем, что же хотел сказать художник. Первым делом бросается в глаза горделивая поза Битти, который явно противопоставлен буквально опустившему руку Джеллико. Рядом с Битти - Кийз и Тервитт, что тоже понятно. Впечатляет "угол мертвецов" с Крэдоком, Худом и Арбетноттом.

Стэрди на этой картине занимает место с одной стороны неприментное, с другой стороны - промежуточное между группой Битти и группой Джеллико. Что, думаю, тоже не случайно. Я бы - умей кистью - показал Стэрди иначе. Как человека, одержавшего самую яркую победу - и победу достаточно важную.

Фолклендский бой - это единственное сражение Первой мировой, которое вполне можно назвать и решительным, и решающим, и даже генеральным. Поясню последнее: в этом бою британцы фактически уничтожили немецкую "организованную морскую силу" за пределами Северного моря. Других таких сражений во время Великой войны не было. Ближайший аналог - при Коронеле немцам так же удалось фактически уничтожить противника, но британские "свободные силы" на этом не закончились.

Во многом Фолклендский бой, конечно - успех Фишера. Безусловный материальный перевес британцев - каковой, собственно, и заслоняет Стэрди - есть результат реализации вполне конкретной идеи вполне конкретного человека. И тот факт, что в бою двух пар кораблей практически одного возраста преимущество британцев было подавляющим - это достижение, вполне сравнимое с гениальным тактическим решением флотоводца. Достижение Фишера.

Похвалы Стэрди обычно сводятся к похвалам человеку, который сумел "разыграть большинство". Похвалы такие обычно скупы. Что, само по себе, как мне кажется, неправильно. Существенный материальный перевес не всегда превращается в почти бескровную и почти полную победу. Таковых вообще очень мало в истории морской войны - и каждый, кто добился такой победы, заслуживает особого упоминания.

Впрочем, в случае Стэрди речь может идти не только об общих словах. Во-первых, стоит заметить, что ему удалось успешно организовать общую погоню - попытка Шпее отвлечь противника на себя, дав лёгким крейсерам возможность уйти, была, как пишет Корбетт, предусмотрена в приказах Стэрди и именно поэтому была парирована с видимой лёгкостью. При этом стоит отметить, что при Фолклендах бриатнские командиры продемонстрировали отнюдь не характерную для них в той войне личную инициативу - что, возможно, так же было следствием выбранного Стэрди стиля комадования.

Во-вторых, стоит отметить и тактику Стэрди в бою главных сил. Хотя преимущество его и было значительным, нельзя не заметить, что его корабли не были вполне неуязвимы для противника - сближение на дистанции в 40-50 кабельтовых грозило тяжёлыми повреждениями. При этом в случае успешного бегства Шпее карьера Стэрди закончилась бы. Иными словами, Стэрди, с одной стороны, должен был уничтожить противника - и, со стороны другой, ему следовало это сделать наименее опасным способом. Тот факт, что в конечном итоге были решены обе задачи, позволяет оценить действия Стэрди в бою высоко, и даже - очень высоко.

Поэтому я бы - умей кистью - показал бы Стэрди так: стоит, прислонившись к спинке кресла Джеллико, и отрешённо разглядывает ногти на правой руке. Ну, вы понимаете.

P.S. Примечательно, что на портрете нет Бэйли.

Tags: Первая мировая
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Recent Posts from This Journal