naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Сложности классификации. Революция Фишера и страх Джеллико

Сила слова.

Одним из основных практических результатов введения той или иной классификации является возможность быстрой оценки соотношения сил. И иногда специфика классификации может играть роль не просто важную - фактически, решающую. Так было, например, осенью 1914 г., когда надломился дух командующего Гранд-Флитом, адмирала Джона Джеллико. Надломился в том числе из-за проблем классификации (впрочем, разумеется, не только из-за них). Вот как описано соотношение сил Гранд-Флита и Флота открытого моря осенью 1914-го в мемуарах Джеллико:

The Grand Fleet was considerably weakened at this time apart from the loss of the Audacious. The Ajax had developed condenser defects; the Iron Duke had similar troubles; the Orion had to be sent to Greenock for examination of the turbine supports, which appeared to be defective; the Conqueror was at Devonport refitting, and the New Zealand was in dock at Cromarty. The Erin and Agincourt, having been newly commissioned, could not yet be regarded as efficient, so that the Dreadnought Fleet only consisted of 17 effective battleships and 5 battle cruisers; the German Dreadnought Fleet at the time comprised 15 battleships and 4 battle cruisers, with the Blucher in addition. The margin of superiority was, therefore, unpleasantly small in view of the fact that the High Sea Fleet possessed 88 destroyers and the Grand Fleet only 42.

[Примерный перевод]

В это время Гран-Флит был существенно ослаблен не только подтерей "Одейшеса". У "Аяска" были неполадки с конденсаторами, "Айрон Дюк" имел аналогичные проблем, "Орион" пришлось отправить в Гринок для осмотра фундаментов турбин, в которых, видимо, имелись дефекты; "Конкерор" был в Девонпорте на ремонте, "Нью-Зиленд" стоял в доке в Кромарти. "Эрин" и "Эйджинкорт", только что введённые в строй, ещё не могли считаться боеготовыми, поэтом Флот Дредноутов включал только 17 боеготовых линкоров и 5 линейных крейсеров, между тем как немецкий Флот Дредноутов в это время состоял из 15 линкоров и 4 линейных крейсеров, а так же "Блюхера". Величина превосходства была, таким образом, неприятно мала с учётом того, что Флот Открытого моря имел 88 эсминцев, а Гранд-Флит - только 42.


В официальной переписке Джеллико, насколько я знаю, использовал аналогичные подсчёты - хотя, видимо, чуть менее похожие на "Мрачные картины"  Гойи. Ключевое здесь - использование термина "дредноут" как классификационного признака, позволяющего считать одни линкоры и не считать другие, т.е. "броненосцы". Что, в свою очередь, позволяет Джеллико "показать", что Гранд-Флит лишь "чуть-чуть" сильнее Флота Открытого моря (эта оценка удивительно прижилась в истории) - и, тем самым, обосновать выжидательную стратегию действий.

Если бы Джеллико оперировал термином "линкор" без деления на классы - превосходство британцев было бы очевидным, и оно могло бы дать повод для более смелых действий (с учётом наличия резервов для компенсации потерь). Если бы Джеллико оперировал ещё одним новым термином - "сверхдредноут" - он бы, опять таки, обнаружил, что у британцев - существенное превосходство. Собственно, Адмиралтейство в своих письмах Джеллико указывало на то, что в его распоряжении - superior units - но это командующего Гранд-Флитом в полной мере не убеждало. Я не утвреждаю, что Джеллико был вполне неправ в своей осторожности (хотя склонен так думать).  Здесь показательно, что выбор классификации непосредственно влиял на принятие стратегически важных решений.

В этом смысле интересно вернуться к "дредноутной революции" и Фишеру. Одним из классических упрёков Фишеру, как известно, был упрёк в том, что он разом "обнулил" британское преимущество, дав немцам шанс. О техническом обнулении речь, на самом деле, едва ли шла. А вот терминологическое обнуление действительно было. Соответственно, уныние Джеллико - один из самых сильных аргументов в пользу упрёка. И ключевым здесь оказываются не фактические возможности, а восприятие новых и старых кораблей. Между "Нассау" и "Кинг Эдуард VII" разница едва ли не меньше, чем между "Орионом" и "Нассау". Но "Орион" и "Нассау" в рассчёт попадают на равных правах, а корабли 3-й эскадры линкоров Гранд-Флита - нет (не попадают в расчёт и остальные броненосцы, британские и немецкие).

Теперь вернёмся к упрёку в адрес Фишера. Один из классических ответов на этот упрёк - "дредноуты всё равно появились бы, Фишер позволил британцам не опоздать". Это возражение вызывает определённые сомнения. Если бы "Дредноут"  не появился тогда, когда появился - немцы, видимо, заложили бы в 1905-1906 гг. корабли в 15 000 т в 8 280-мм орудиями - и бортовым залпом из 6 таких орудий. Эти корабли не были бы ни больше, ни сильнее "Лорда Нельсона" и "Агамемнона". Более того - они едва ли существенно превосходили бы "Кинг Эдуард VII". Британцам, конечно, пришлось бы ответить своим однокалиберным линкором, однако это случилось бы не столь резко. Вероятно, гонка размеров шла бы чуть спокойнее. Но, что, на мой взгляд, в данном случае важнее - очевидно, в такой ситуации не появился бы термин "дредноут". В итоге Джеллико было бы гораздо труднее считать так, как он считал.

Tags: Первая мировая, линкоры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Курица и бомба

    Всё больше философии. Предыдущая запись вызвала неожиданный - для меня - резонанс. Даже Алексей Валерьевич решил порадовать нас как всегда изящными…

  • О ненужности, дороговизне и рационе

    Прямое высказывание. "Ненужно" и "дорого" - ключевые слова дискуссии о флоте в континентальных державах вообще и России в…

  • Первая мировая за один вечер

    Наконец-то опрос! Как известно, адмирал Джон Джеллико, командовавший Гранд-Флитом в 1914-1916 гг., был " единственным человеком по обе стороны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments

Recent Posts from This Journal

  • Курица и бомба

    Всё больше философии. Предыдущая запись вызвала неожиданный - для меня - резонанс. Даже Алексей Валерьевич решил порадовать нас как всегда изящными…

  • О ненужности, дороговизне и рационе

    Прямое высказывание. "Ненужно" и "дорого" - ключевые слова дискуссии о флоте в континентальных державах вообще и России в…

  • Первая мировая за один вечер

    Наконец-то опрос! Как известно, адмирал Джон Джеллико, командовавший Гранд-Флитом в 1914-1916 гг., был " единственным человеком по обе стороны…