Авианосцы, которые мы потеряли.
В работе Б.Б. Жерве, которую мы вчера торжественно водрузили на выставочный столик нашей библиотеки, есть фрагмент, который не может оставить равнодушным современного читателя. Фрагмент этот посвящён проблеме отражения вражеского десанта силами воздушного флота. Жерве посвящает последнему несколько восторженных страниц, описывая "изумительные результаты", достигнутые техникой метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных судов к концу 1922 г. За сим следует резкий сюжетный поворот:
Итак, выходит, как-будто, что один воздушный флот способен надёжно защитить побережье своего государства от неприятельского вторжения с моря, избавляя, таким образом, государство от необходимости иметь, для обороны своих берегов, дорого стоящий морской военный флот? Руководствуясь наблюдаемым в настоящее время прогрессмо военно-воздушной техники и уже достигнутыми сейчас в ней изумительными результатами - мы должы были бы дать на этот вопрос утвердительный ответ, если бы мы упустили из виду возможность десантного флота также иметь при себе соответствующую воздушную силу, способную отразить опасность от берегового воздушного флота противника. В состав современных морских военных флотов, в качестве их необходимой части, входят средства морской авиации, которые помещаются, во-первых, на особых боевых судах большого размера - авио-матках, поднимающих на себя по 20-30 аэропланов каждая, и, во-вторых, на каждом большом боевом корабле, имеющем всегда у себя на палубе от одного до четырёх аэропланов. Не составит, поэтому, большого затруднения боевому флоту, конвоирующему десантную экспедицию, выпустить навстречу атакующим экспедицию неприятельским бомбоносцам, приближённо равном им число аэропланов-истребителей; а тогда - картина совершенно меняется, и вероятность потерь в десантных судах от атак с воздуха станет настолько малой, что, ни в коей мере, она не сможет повлиять на ход и результат всей операции.
Такое часто называют пророчествами. Можно - даже хочется - сказать, что Б.Б. Жерве в 1922 г. предсказал события 1943-1945 гг. на Тихом океане, когда попытки японцев противопоставить воздушную мощь мощи воздушно-морской терпели неудачи (этот тезис, именно в таком виде, в своё время предложил Роберт Лундгрен). Ещё более подходящим примером представляется история британской высадки на Фолклендских островах в 1982 г. И, тем не менее, хотя текст Жерве и можно назвать откровением, то называть его предсказанием не стоит.
Очевидно, результат столкновения воздушного флота с флотом морским зависит и от соотношения сил, и от результата соревнования технологий нападения с воздуха с технологиями защиты от этого нападения - предсказать заранее итоги этих состязаний Жерве, разумеется, не мог. Заметим, впрочем, что численное превосходство в самолётах у американцев зачастую не было ярко выраженным, т.е. кратным, бывало же и так, что самолётов было больше у японцев. Технологический вопрос куда важнее: вплоть до 1943 г. эффективной системы защиты флота от атак с воздуха не было ни у кого (вне зависимости от наличия или отсутствия авианосцев), и опыт боёв 1942 г. указывал скорее на то, что воздушный флот таки действительно мог, в определённых условиях, отразить вражеский десант самостоятельно (хотя в этом случае чистых примеров у нас, фактически, нет).
Таким образом, текст Жерве и не является строго научным предсказанием - что, однако, отнюдь этот текст не обесценивает. На исторические откровения в любом случае стоит обращать внимание - точнее, на контекст, в который помещены эти откровения. Это бывает полезно почти всегда. В нашем случае, во-первых, стоит отметить должное внимание и похвальный энтузиазм отечественного теоретика в отношении авиации. И вернуться к вопросу об "ученике и учителе" - Н.Л. Кладо нашёл необходимым уделить внимание воздушному флоту в 1910 г.!
При этом и Кладо, и Жерве - это уже во-вторых - оценив потенциал авиации и действуя с позиции "ведомственных интересов", в известном смысле стремились (сознательно или интуитивно) как можно скорее задушить потенциально опасного противника флота в объятиях. Особенно интересна тут соответствующая ремарка Кладо - поскольку, по его мнению, будущая война в воздухе должна была более походить на войну морскую, чем на сухопутную, именно флотские офицеры должны были взять на себя почётную роль развития воздушной силы (в то время как, сетовал Кладо в апреле 1910 г., этим занимают офицеры армейские).
В-третьих, Жерве был сторонником того, что в западной литературе называют "органической воздушной мощью флота" - т.е. Жерве считал, что флотская авиация должна быть палубной. В его системе координат необходимой частью современного боевого флота являются "авио-матки" - быстроходные "корабли большого водоизмещения" (!) со сплошной полётной палубой, принимающие до 30 самолётов. Авианосцы, по-нашему.
И, таким образом, мы не можем не прийти к сравнению Жерве с Кассандрой. В нашей стране в начале двадцатого века постепенно формировались важнейшие предпосылки к созданию собственной палубной авиации - начиная от интереса со стороны ведущего флотского теоретика и заканчивая позитивным боевым опытом использования флотской авиации на Чёрном море в 1916-1917 гг. Это влияло на идеи Жерве, а он, в свою очередь, писал книгу как руководство к будущему действию, и в этом будущем должны были быть "авио-матки". Жерве был во многом прав - но ему не поверили. Впрочем, не поверили ему глобально, "авио-матки", в конечном итоге, оказались частностью.