naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Category:

К вопросу о гибели "Бородино"

Величайшая драма Цусимы.

В комментариях к бронебойной записи возникла тема гибели "Бородино". Тема эта относится к числу классчиеских "загадок истории", которые едва ли когда-нибудь будут разгаданы "окончательно и бесповоротно". Доступные сегодня сведения с японской стороны точного ответа нам, разумеется, не дадут. Тем не менее, с помощью рапортов японских командиров можно уточнить обстоятельства гибели корабля - и именно это я сегодня попробую сделать, с традиционными оговорками о шапочном знакомстве с канзи и вероятных ошибках.

Классическая описания

Прежде, чем перейти к дополнениям, стоит вспомнить основную, на сегодняшний день, версию - а именно, версию Кэмпбелла-Пэкинхема. Её можно встретить в самых разных местах - от сетевых дискуссий до русской Википедии или работ В.Ю. Грибовского. В известном переводе выглядит она так:

Не за горами был и конец "Бородино". В 18.44 на "Микасе" отметили, что "Бородино" охвачен сильным пожаром и потерял грот-мачту, а в 18.58, когда дистанция равнялась 45 каб., было зафиксировано попадание двух 12" снарядов с "Сикисимы". Пэкенхэм сообщал, что пламя, вырвавшееся из его кормовой батареи, прыгнуло вверх не менее чем на 30 футов и сразу прокатилось по всей ширине корабля, быстро распространяясь в нос. Кормовая башня "Бородино" молчала. Уже наступили сумерки, и, сделав еще несколько выстрелов, "Микаса" в 19.03 повернула на истинный норд и прекратила огонь. Когда "Фудзи" дошел до точки поворота, его последний 12" снаряд произвел "сенсацию дня". Вот как описывал это событие Пэкинхэм.

"Снаряд попал в верхнюю часть (корпуса) "Бородино" рядом с передней бортовой башней и взорвался; гигантский столб дыма, низ которого рдел от вспышки взрыва и пожара в корме, взметнулся до верха труб. Из всех люков машинного отделения и кочегарок повалил пар, и через две-три минуты весь корабль от фок-мачты до кормы был окутан крутящимися спиралями дыма и пара, ярко освещенными частыми высокими языками пламени. Было ясно, что пожар достиг такой силы, что уже не поддавался тушению, и что дни жизни корабля сочтены, однако никто не сознавал, насколько близок был конец. Хотя и внезапный, он наступил незаметно. На глазах всех наблюдателей несчастный корабль пропал, и его исчезновение было отмечено только гулом, не более громким чем разрывы его собственных снарядов, и сильным увеличением размеров густого облака, окутавшего место, которое занимал корабль. Хотя ветер быстро разогнал это облако, сомнительно, чтобы кто-нибудь на японском флоте наблюдал момент потопления, поскольку в течение нескольких минут не было видно ничего кроме очертаний его форштевня."

Представляется очевидным, что последнее попадание привело к взрыву погреба и гибели "Бородино". В различных отчетах имеются некоторые расхождения относительно точного времени его гибели, однако вероятным временем этого можно считать 19.10.


Отфильтрованная и сокращённая, версия эта превращается в краткое "потоплен последним выстрелом из кормовой башни "Фудзи"" - хотя, заметим, эта версия не совсем соответствует тому, что написал сам Пэкинхем.

Наиболее информированным наблюдателем с нашей стороны был старший офицер "Орла" капитан 2 ранга Шведе - не случайно описание из его рапорта процитировано в официальной работе МГШ. Именно поэтому его так же можно отнести к классическим описанием, и выглядит оно так:

Около 7 ч. 10 м. «Бородино», идя головным, стал крениться на правый борт. Из пробоин у него в борту выбивало пламя и весь кормовой мостик был окутан огнем и дымом. Крен его быстро возрастал и через 2 минуты он перевернулся на правый борт.

«Бородино» до 7 ч. вечера шел около 15 мин. с креном 4 — 5°, в это время было ясно заметно, что артиллерийский огонь его все ослабевал; от пожара на кормовых мостиках произошло несколько взрывов, — по всему было видно, что это рвались ящики с 47 м/м. снарядами. Трубы и мачты стояли, вдруг крен быстро стал увеличиваться, языки пламени вырывались из полупортиков; с правого борта он сделал последние два выстрела — и броненосца но стало.

Из-под воды вырывались клубы дыма и огонь, броненосец плыл кверху килем, винты на нем медленно двигались. Человек 40 бегали по днищу броненосца, махали руками.


Вообще говоря, странно, что даже наши авторы предпочитают описание Пэкинхема и основанный на этом описании вывод Кэмпбелла тому, что сказано в рапорте Шведе - находившегося намного ближе к "Бородино". Впрочем, это стоит оставить до раздела "Обсуждение", пока же я попробую изложить доступную моему пониманию информацию из рапортов командиров кораблей 1-го боевого отряда Соединённого флота, относящуюся к гибели "Бородино" и охватывающие последние полчаса боя (уточним - в приведённых выше отрывках дано русское время, отстаёт от японского, использованного ниже, примерно на 20 минут) .

Дистанции боя

Во-первых, ценной и важной представляется информация о расстоянии до русских кораблей. В рапорте командира "Сикисима", к сожалению, нет таких данных с привязкой к конкретным моментам времени, сказано только, что в завершающей стадии боя, с 18.03 до 19.22 дистанции менялись от 6 300 до 8 000 м. В рапортах командиров других кораблей есть следующие отсечки:

18.55 – 7 800 м («Ниссин»)

18.59 – 7 200 м («Микаса»)

19.09 – 7 700 м («Касуга»)

19.10 – 8 000 м («Фудзи»)

19.12 – 8 000 м («Асахи»)

19.22 – 8 200 м («Асахи»)

Замеченные попадания

По рапорту командира «Микаса», в 18.59 в "Бородино" попал 305-мм снаряд, а в 19.04 был сбита грот-мачта русского корабля. На это попадание претендуют как артиллеристы "Микаса", так и артиллеристы «Сикисима» -  по рапорту командира второго броненосца японской лини, в 19.05 у грот-мачты одновременно разорвались два 305-мм снаряда, выпущенных из орудий носовой и кормовой башен.

В рапорте командира «Касуга» упоминается о том, что в 19.23 два 305-мм снаряда, выпущенных с «Фудзи», попали в «Бородино» у фок-мачты.

Других упоминаний о замеченных попаданиях я не нашёл – в том числе в рапорте командира «Фудзи».

Пожар

По рапорту командира «Сикисима», попавшие у грот-мачты «Бородино» в 19.05 снаряды вызвали пожар. В рапорте командира «Микаса» указано, что пожар на «Бородино» начался в 19.04, после того, как была сбита грот-мачта. В рапортах командиров других кораблей указано более позднее время начала пожара – не ранее 19.10 («Ниссин»), 19.12 («Асахи», «Касуга») и даже 19.16 («Фудзи»).

В рапорте командира «Микаса» так же отмечено, что в 19.13 пожар достиг чрезвычайной силы, пламя поднялось выше мачт. Похожая запись, относящаяся к 19.20, есть в рапорте командира «Касуга», комментарием о сильном пожаре сопровождается запись в рапорте командира «Асахи».

Время прекращения огня

По поводу того, когда японские корабли прекратили стрельбу, есть следующие данные

«Микаса» – 19.10

«Сикисима» – 19.22 (19.27 - "все прекратили стрелять")

«Фудзи» – 19.22

«Асахи» – 19.30 ("в связи с тем, что цель утонула")

«Касуга» – 19.22

«Ниссин» – 19.30 ("в связи с тем, что цель утонула")

Время гибели "Бородино"

У Кэмпбелла высказаны некоторые сомнения по этому вопросу, вот соответствующие данные из японских рапортов:

«Микаса» – 19.30

«Сикисима» – 19.30

«Фудзи» – 19.30

«Асахи» – 19.30

«Касуга» – 19.28

«Ниссин» – 19.30

Обсуждение

В последние полчаса боя дистанция постепенно увеличивалась с 7 000 м (40 каб) до 8 000 м (45 каб). При этом как минимум часть японских кораблей - среди них, видимо, "Фудзи" и "Касуга" - вели огонь только из орудий главного калибра. Таким образом, речь о частых - скажем, "поминутных" - попаданиях в "Бородино" не шла. Соответствующих записей нет и в японских рапортах - в других случаях "многочисленные попадания" упоминаются.

Тем не менее, на борту корабля возник пожар - очень сильный, и постепенно усиливающийся. Первое подтверждается тем, что пожар был отмечен командирами всех кораблей 1-го отряда (при том, что "Бородино" был далеко), на второе - последовательное появление записей в рапортах командиров японских кораблей. Из этого следует, что к 19.00 японского времени повреждения и потери в людях на борту "Бородино" были уже очень сильны, и борьба за живучесть была дезорганизована - поэтому не удалось ни справиться с пожаром, ни хотя бы его локализовать.

Версия о "роковом выстреле" "Фудзи" если и не противоречит японским данным, то как минимум заслуживает серьёзных оговорок. Информация из рапорта командира "Касуга" может подтверждать описание Пэкинхема - но может так же указывать на то, что Пэкинхем просто позаимствовал эту информацию у офицеров "Касуга". Отсутствие претензий на попадание в рапорте командира "Фудзи" обращает на себя внимание.

Кроме того, даже в "короткой хронологии" из рапорта командира "Касуга" между попаданием снаряда (снарядов) "Фудзи" и гибелью "Бородино" - пять минут, иными словами, даже в этом случае можно говорить о наличии длинной цепочки промежуточных событий, отделявших попадание от гибели, или же усомниться в том, что попадание вообще было непосредственно связано с гибелью. По рапорту командира "Фудзи", между последним выстрелом этого корабля и моментом опрокидывания "Бородино" -  вообще 8 минут.

Наиболее вероятной - хотя и не единственной - представляется версия о пожаре, постепенно добравшемся до погребов. Именно такое предположение, насколько я понял, высказано в рапорте командира "Микаса". Впрочем, взрыв не был сильным - во всех японских рапортах говорится о том, что "Бородино" утонул (沈没), о взрыве корабля, если я ничего не пропустил, упоминает только командир "Микаса".

Заметим, что Шведе так же не говорит о взрыве. Он, в то же время, упоминает выстрел из бортовой башни незадолго до гибели - каковой мог быть принят за попадание снарядов "Фудзи" офицерами "Касуга" или Пэкинхемом (последний ведь пишет о попадании рядом с башней). Впрочем, Шведе упоминает, что "языки пламени вырывались из полупортиков" - это может указывать на взрыв. Есть упоминания о взрывах в описаниях других наших офицеров, в частности, лейтенант Таубе с "Апраксина" описывает гибель "Бородино" так:

Вскоре после 7 час., сильно накренивается «Бородино», все еще идущий головным. Около 7 час. 10 мин. на нем слышатся два взрыва, первый слабее и второй значительно сильнее, после чего «Бородино» выходит немного вправо и сразу переворачивается на правую сторону килем вверх.

Заключение

Вне зависимости от того, каковы были причины гибели "Бородино", обстоятельства этой гибели - настоящая, большая драма. Гибели броненосца предшествовал сильный и продолжительный (не менее 20 минут) пожар, однако "Бородино" не вышел из строя - как это сделал ранее "Сисой Великий". Корабль продолжал стрелять до последней минуты - и минута эта была последней в нескольких смыслах. История о том, как Того у Шантунга уже приготовился отходить, когда "Цесаревич" вышел из строя - апокриф. В случае с "Бородино" было именно так: вскоре после 19.00 с "Микаса" флажным сигналом передали: "19.30 курс Ост". Того заранее решил завершить бой в 19.30. "Бородино" не просто погиб в последний момент - он погиб в заранее определённый последний момент.

Tags: Цусима, русско-японская
Subscribe

  • 600. Патриотическим курсом

    На путь истинный. Третьего дня число наших друзей и подписчиков - благодаря внезапному репосту с фланга - перевалило за шесть сотен. По такому…

  • Вопросы методологии. Period и точка

    Когда нужно остановиться. Давно думал над проблемой периодизации. Для профессиональных историков это, понятно, любимое занятие, и у них в кармане…

  • Русско-японская и адмиральский вопрос

    О гипотезах и методах. Тут вот ув. Oleg Antonov выдвинул тезис о "низком КПД" системы подготовки высших командных кадров РИФ перед РЯВ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • 600. Патриотическим курсом

    На путь истинный. Третьего дня число наших друзей и подписчиков - благодаря внезапному репосту с фланга - перевалило за шесть сотен. По такому…

  • Вопросы методологии. Period и точка

    Когда нужно остановиться. Давно думал над проблемой периодизации. Для профессиональных историков это, понятно, любимое занятие, и у них в кармане…

  • Русско-японская и адмиральский вопрос

    О гипотезах и методах. Тут вот ув. Oleg Antonov выдвинул тезис о "низком КПД" системы подготовки высших командных кадров РИФ перед РЯВ,…