"Дети" и "старики".
"Количество есть качество само по себе" - эта фраза, приписываемая то Ленину, то Сталину, гуляет на Западе, как некогда гулял марксов призрак. Я встречал её и в сетевых дискуссиях, и в солидных изданиях вроде "Кайгуна" Эванса и Питти. Найти исходник мне не удалось - и его, возможно, нет. Но фраза хороша, она прекрасно вписалась бы в теорию jeune ecole, и она полезна для обсуждения - очередного - вопроса о соотношении сил между русским и японским флотами во время русско-японской войны.
Вопрос этот, как ни странно, не освещён и не решён в полной мере и по сей день. По двум причинам: во-первых, в отечественной литературе и по сей день нет полного описания "вспомогательной" части японского флота, при том, что мобилизованные суда, помимо выполнения большого объёма черной работы, дважды играли важные "боевые роли": вспомогательные канонерские лодки выполнили большую часть минных постановок на внешнем рейде Порт-Артура (и не только), вспомгательные крейсера занимали первую дозорную линию в Цусимском проливе в мае 1905 г. Во-вторых - как ни странно - в отечественной литературе непросто найти прямое сравнение с аккуратным подсчётом всех боевых кораблей, с учётом того, что можно назвать "кораблями третьей линии" японского флота, и не освещена роль этой самой третьей линии.
Ближе других к разрешению двух вопросов подошёл В.Ю. Грибовский в работе "Российских флот Тихого океана, 1898-1905. История создания и гибели". Однако и он, перечислив японские корабли в соответствии с описанием в первом томе "О.В.Д на море в 37-38 гг. Мэйдзи", в табличке сопоставил силы в Порт-Артуре и силы 1-й и 2-й японских эскадр, оставив за скобками Владивостокский отряд и 3-ю эскадру вице-адмирала Катаока Ситиро.
Я не готов сегодня закрыть этот важный и интересный вопрос. Обсудим только часть проблемы. Ниже речь пойдёт об общем числе "крупных боевых кораблей" (т.е. - за вычетом минноносных сил), равно как и о том, как именно корабли "третьей линии" помогали японцам прокладывать лыжню на Портсмут. В центре внимания будут "дети и старики" - корабли 3-й эскадры, в том числе - 7-го боевого отряда, а так же авизо. Те, кого часто оставляют за скобками.
В полтора раза
Вообще говоря, полный подсчёт суммарного водоизмещения на январь 1904 г. есть в русском переводе упомянутого выше ОВД (каламбур, гы). Однако результаты подсчёта японца представили в виде круговых диаграмм, что само по себе не очень информативно, а сами картинки читаются плохо - что в гуляющих по сети сканах дореволюционного издания, что в репринте 2004 г.
Мы посчитаем по головам, при этом воспользуемся японской классификацией (см. А.В. Полутов, "Десантная операция японской армии и флота...", с. 68). Классификация эта подробнее принятой тогда отечественной, есть небольшая - и несущественная в данном случае - проблема с классификацией некоторых японских кораблей и учётом некоторых русских, это прокомментируем. Для начала возьмём данные из первого тома ОВД на январь 1904 г. (японцы/русские):
Броненосцы I класса (от 10 000 т) - 6/7
Броненосцы II класса (до 10 000 т) - 1*/0
Крейсера I класса (от 7 000 т) - 6/4
Крейсера II класса (3 500 т ... 7 000 т) - 7/5
Крейсера III класса (до 3 500 т) - 5/2
Корабли береговой обороны II класса (3 500 ... 7 000 т) - 4**/0
Корабли береговой обороны III класса (до 3 500 т) - 2***/3****
Канонерские лодки I класса (от 1000 т) - 2*****/5
Канонерские лодки II класса (до 1000 т) - 7/2
Авизо - 3/0
Примечания:
* - Тинъэн
** - "Ицукусима", "Мацусима", "Хасидатэ", "Фусо"
*** - "Сайэн", "Каймон"
**** - "Разбойник", "Забияка", "Джигит"
***** - "Хэйэн", "Цукуси"
Всего в японском издании поименованы 43 боевых корабля водоизмещением от 600 т в составе трёх эскадр японского флота на начало военных действий. В это число почему-то не включено авизо "Яэяма", активно учатсвовавшее в боевых действиях. Кроме того, по ходу боевых действий к японским эскдрам в разное время присоединились ещё 2 крейсера I класса ("Ниссин" и "Касуга") и 2 крейсера II класса ("Цусима" пораньше, "Отова" попозже). Таким образом, в кампании 1904 г. японцы использовали 48 крупных боевых кораблей.
С нашей стороны выше перечислены 28 боевых единиц. К ним следует добавить пару минных заградителей специальной постройки - "Амур" и "Енисей". И, видимо, стоит включить в перечень два наших минных крейсера - "Гайдамак" и "Всадник" - которые, по размерам будучи ближе к истребителям, в нашем флоте поначалу должны были выполнять роль, близкую к роли японских авизо. Итого - 32 боевых корабля. У японцев - преимущество "по головам" ровно в полтора раза.
Понятно, что подсчёт, в котором за единицу принимается и броненосец в 15 000 т, и минный крейсер в 400 т, условен. Тем не менее, можно заметить, что если по первоклассным крупным кораблям наша эскадра была сравнима с первыми четырьямя японскими боевыми отрядами, то дальше был провал - эквивалента 5-го и 6-го боевых отрядов у нас просто не было, а силы 7-го превосходили то, чем воевал Лощинский. При этом просто число кораблей бывало зачастую очень важно, и ниже мы рассмотрим, как именно японцам помогали все эти авизо, корабли береговой обороны и канонерки, обычно выпадающие из рассмотрения.
Обеспечение пунктов базирования и высадки войск
Одной из наиболее важных ролей, которые приходилось играть "старым и малым" в первые месяцы кампании, была работа "у берега". Канонерские лодки и суда береговой обороны использовались для промеров и обвехования фарватеров, охраны и обороны передовых пунктов базирования (работа канонерских лодок "Акаги" и "Осима" прекрасно описана в той же книге А.В. Полутова), пунктов высадки войск и пунктов передового снабжения армии. При этом, по ходу высадки и продвижения 1-й армии по территории Кореи число пунктов множилось. Здесь важным становилось число - Того, получивший к началу весны в своё распоряжение 3-ю эскадру, мог высылать корабли 7-го боевого отряда к каждому новому пункту. Благодаря тому, что кораблей было много, одни могли охранять существующие пункты в то время, как экипажи других занимались подготовкой нового пункта.
Это хорошо видно, например, на приведённой ниже схеме дислокации японских сил на 23 марта/5 апреля 1904 г. - "Акаги" и "Осима" (вместе с 4-м боевым отрядом и меняющими друг друга отрядами истребителей) "рабтают" у пункта передового базирования в Хэджу, основные силы 7-го боевого отряда охраняют пункт высадки в Циннампо, "Каймон" и "Иваки" охраняют созданный передовой пункт базирования к северо-западу от пункта высадки, а "Тёкай" занимается подготовкой нового передового пункта снабжения, ещё ближе к устью р. Ялу. Без многочисленных старых кораблей Того пришлось бы использовать для такой работы первоклассные боевые корабли, что сделало бы операции у Порт-Артура если не невозможными, то как минимум затруднительными.
Схема 1 (кликабельно) - дислокация сил японского флота 23 марта/5 апреля 1904 г.
Использование в качестве кораблей связи
Важную роль число кораблей играло в эпоху ограниченной по дальности радиосвязи. Того активно использовал крейсера, авизо и старые корабли для организации быстрой передачи радиосообщений. Это было важно в самом начале кампании, например, 5/18 февраля для создания "радиоцепочки" между рейдом Пхальгупхо и заливом Асан были использованы "Такасаго" и "Тихайя" (схема 2, обратите так же внимание на "Осима" в Чемульпо и 7-й боевой отряд в Мазанпо).
Схема 2 (кликабельно) - Дислокация сил японского флота 5/18 февраля 1904 г.
Важно было это и позднее, на протяжении всей войны. В этом смысле наиболее интересным случаем, наверное, является роль, которую играл "Фусо" 28 июля/10 августа 1904 г. - стоявший на якоре в Дальнем старый броненосец служил радитранслятором, и именно с него на "Микаса" поступали первые радиограммы о том, что русская эскадра выходит из гавани. Любопытно, что на следующий день факт возвращения эскадры в Порт-Артур так же установили силы 3-й эскадры, но дозваться "Микаса" по радио не удалось - в итоге с важным сообщением к Того был послан "Яэяма".
Огневая поддержка войск
Начиная с первого крупного столкновения армий, на р. Ялу, и до конца осады Порт-Артура корабли 7-го боевого отряда активно использовались для огневой поддержки войск. Качество поддержки может служить предметом обсуждения - как минимум, есть мнение, что работа "Отдельного отряда" сыграла ключевую роль при взятии Кинчжоу. Кроме того, активные действия флота для поддержки армии играли важную роль в обеспечении должного взаимопонимания между генералами и адмиралами: после боя 28 июля/10 августа Того слал Ноги телеграммы с просьбами "взять крепость побыстрее", и флот должен был продемонстрировать готовность "всемерно содействовать". В этом стремлении Того оказался готов даже послать для обестрела русских позиций "Ниссин" и "Касуга" - но дальше МГШ запретил ему использовать такие корабли в опасном районе, риск подрыва на минах был премлем только для "детей и стариков". Каковых у Того имелось достаточно - как для того, чтобы поддерживать армию, так и для того, чтобы не прекращать это делать после пары потерь.
Рекогнсцировки, дозорная и блокадная служба
Наконец, численность важна тогда, когда есть необходимость просто в наличии "корабля в точке" - старые корабли использовались для рекогносцировок при десантных операциях, для блокадной и дозорной службы. Такую работу при осаде Порт-Артура так же частично вели старые корабли 7-го боевого отряда (так называемый "отряд "Сайэн", действовавший у западного побережья Квантуна, обстреливал русские позиции и одновременно занимался поиском и задержанием прорывателей блокады). Впрочем, более важными в этом качестве были корабли 5-го и 6-го боевых отрядов. Они не могли полностью освободить от разведывательной и дозорной работы 3-й боевой отряд (что, впрочем, не требовалось), однако сильно ему помогали. И если утром 28 июля/10 августа первые сообщения о выходе русской эскадры в море поступили с береговых постов (на "Фусо" и далее на "Микаса" - так описывает Корбетт), то первыми японскими кораблями, установившими контакт с нашей эскадрой, были корабли 5-го боевого отряда.
Впрочем, наиболее ярким примером дозорной работы 3-й эскадры были события утра 14/27 мая 1905 г. - Цусима пока была за скобками, но вот и она. На приведённой ниже схеме - положение японских дозорных судов в 04.40, в момент, когда "Синано-мару" окончательно понял, что же он видит.
Схема 3 (кликабельно) - Положение японских дозорных судов в 04.40 14/27 мая 1905 г.
На схеме 3 видно: первая патрульная линия занята вспомогательными крейсерами, вторая - кораблями 3-го боевого отряда (в центре, с ними же были истребители, на схеме не показаны), на флангах же - два старичка из 6-го боевого отряда. Наконец, обратите внимание на положение "Фусо" - ему, по предположению Корбетта, снова была отведена роль судна связи (и, так или иначе, 7-й отряд наблюдал за западным Корейским проливом). Далее же события развивались так: первым на нашу эскадру, "по позиции", должен был выйти 3-й боевой отряд, но он в тумане проскочил за кормой 2 ТОЭ, при этом корабли отряда заметили "Кострому" - но Дэва, да, адмирал Дэва. Именно поэтому первым боевым кораблём, обнаружившим эскадру Рожественского, стал, как известно, "Идзуми" - потом для поддержания контакта прибыли 5-й и 6-й боевые отряды Катаока, и уже потом нашу эскадру нагнали корабли Дэва, повернувший на север только по получении радио с "Идзуми". Число имеет значение, в дозоре - очень большое.
Ну и наконец, чтобы составить дополнить представление о роли кораблей 3-й эскадры, процитирую "блокадный" приказ Того от 10/23 июля 1904 г., в переводе А.В. Полутова, опубликованный в "Морской кампании":
Секретный приказ по Объединенному флоту № 928 от 23 июля 1904 года.
1. Обстановка по силам противника в Порт-Артуре без изменений.
2. 3-я армия с раннего утра 26 июля начинает выдвигаться на исходные позиции для штурма передовой противника: правый фланг атакует по направлению Шуантайгоу, центр — по направлению Аньцзылин, левый фланг — по направлению Да-бошань, для чего она должна выдвинуться на линию Чанлинцзы — Ингэши и в течение 25 июля начинает движение левым флангом для подготовки штурма.
3. Объединенный флот, как и ранее, готовится к попытке прорыва эскадры противника и в тоже время осуществляет поддержку продвижения 3-й армии.
4. 7-й боевой отряд в составе: «Сайэн», «Хайэн», «Тёкай», «Акаги», 7—8 канонерских лодок и 2 миноносцев 12-го отряда вечером 25 июля входит в залив Бохай и с раннего утра 26 июня начинает дозор с целью обнаружения кораблей противника вблизи Шуантайгоу.
5. Корабли 5-го боевого отряда в 7 часов утра 25 июля идут в район острова Маодао и, достигнув его, лидируют специальные тральные силы под командованием капитана 2 ранга Хиросэ. Затем выдвигаются к западу от полуострова Сяопиндао и, в случае подхода канонерок противника в район Лунвантан, должны предотвратить обстрел ими частей 3-й армии.
6. Все силы, находящиеся в точке 3 во второй половине дня 25 июля, выдвигаются и к 7 часам утра 26 июля должны занять позиции, как сказано ниже, и вести наблюдение за противником. Если противник предпримет попытку прорыва, то за час до захода солнца уйти в заранее назначенные районы и к 7 часам 27 июля вновь вернуться на прежние места.
1-й боевой отряд, включая «Ниссин», «Касуга» и авизо «Яэяма», в дневное время находится вблизи острова Юаньдао, в вечернее и ночное время — вблизи острова Чанцзыдао.
3-й боевой отряд в дневное время находится в 14 милях к югу от Лаотэшань, в вечернее и ночное время — вблизи точки 1110.
5-й боевой отряд («Ицукусима» и другие) в дневное время находится вблизи острова Маодао, в вечернее и ночное время — вблизи мыса Вэйцзяо.
6-й боевой отряд в дневное время находится вблизи острова Юйяньдао, в вечернее и ночное время — вблизи точки 910.
1-й, 2-й, 3-й отряды истребителей в дневное время находятся вблизи полуострова Сяопиндао, в вечернее и ночное время — в Циннива.
4-й, 5-й отряды истребителей в дневное время находятся примерно в 5 милях к югу от Лаотэшань, в вечернее и ночное время—в Дагукоу.
14-й, 1-й, 16-й отряды миноносцев находятся в районе патрульной зоны В, в вечернее и ночное время — в Циннива.
20-й, 10-й отряды миноносцев находятся в районе патрульной зоны Е, в вечернее и ночное время — в Дагукоу.
2-й, 6-й, 21-й отряды миноносцев находятся в районе патрульной зоны А, в вечернее и ночное время — вблизи полуострова Сяопиндао.
7. В течении этого наблюдения за противником 5-й боевой отряд, 1-й, 2-й, 3-й отряды истребителей, 14-й, 1-й, 16-й отряды миноносцев, как указано в п.5, обеспечивают поддержку левого фланга 3-й армии и способствуют его продвижению. В случае появления превосходящих сил противника, объединяются с 6-м боевым отрядом. Примечание: на передовых позициях 3-й армии поднимается флаг (на белом поле красный крест с кругом в центре), который служит для опознавания с нашей эскадрой.
3-й боевой отряд, 4-й, 5-й отряды истребителей, 10-й, 20-й отряды миноносцев действуют во взаимодействии с нашими силами в заливе Бохай с целью наблюдения за противником. В случае его появления, начинают преследование и одновременно оповещают наши Главные силы. В этом случае по беспроволочному телеграфу передается сигнал: «Хоку», «Хоку», «Хоку» и поднимается флажный сигнал: «Время и место».
8. В случае продвижения основных сил противника на юг, все силы собираются на SO от острова Юйяньдао и в соответствии с Боевой инструкцией занимают место в боевом порядке.
9. В случае, если корабли противника в вечернее время будут стоять на якоре на внешнем рейде или в дневное время будут действовать под прикрытием тумана, отряды миноносцев не должны упускать этой благоприятной возможности для массированной атаки.
10. В туманную погоду, или же если будет переменная погода, все силы, насколько это будет позволять обстановка, должны уйти в районы укрытия согласно п.6. В обычные дни, боевые отряды, отряды истребителей, отряды миноносцев, поочередно осуществляющие блокаду, должны, насколько позволяют погодные условия, выполнять задачу по наблюдению за противником.
11. «Хонкон-мару» действует по линии SN западнее архипелага Мяодао. «Нихон-Мару» в районе от Чифу до оконечности полуострова Шаньдун должна контролировать торговое судоходство. Эти два корабля в ночное время должны гасить бортовые огни.
12. «Кумано-мару» и «Никко-мару» утром 26 июля должны выйти в Дагукоу и Циннива соответственно и по прибытию выполнить задачу по снабжению углем и водой отрядов истребителей и миноносцев.
Таким образом, в задачи кораблей 5-го и 6-го боевых отрядов входило, помимо упомянутых выше, противодействие нашим кораблям, обстреливающим позиции японской армии, и поддержка действий миноносцев. Последнее - ещё один повод вспомнить Цусиму, где главным достижением 5-го и 6-го боевых отрядов стало обеспечение роковой атаки на "Князь Суворов".
Резюме: преимущество важное и упущенное
Суммируя сказанное выше, можно сказать, что главные герои нашей новой повести - авизо и корабли 5-го, 6-го, 7-го боевых отрядов - давали японскому флоту существенный численный перевес. И корабли эти выполняли большой объём важной работы, рутинной и зачастую очень опасной. Утверждать, что без них японцы не справились бы, было бы слишком - однако можно однозначно утвреждать, что без этих кораблей часть задач не была бы решена, причём как тех, которые выполняли "дети и старики", так и тех, которые выполняли перволинейные корабли, освобождённые от рутины. И освобождённые от риска - за время боёв у Порт-Артура на наших минах погибли четыре японских корабля из интересующей нас категории (авизо "Мияко", "Сайэн", "Хэйэн", "Каймон").
Русской же стороне в кампании 1904 г. как раз таких "рутинных" кораблей не хватало. Да, нам не нужны были корабли для обеспечения передовых пунктов базирования или высадки десанта - то есть преимущество японцев не было прямым - но требовались корабли для других схожих задач. Самой важной из этих задач была дозоная служба у Порт-Артура - каковая, за неимением, не велась вообще. Охрана внешнего рейда - приобретавшая при отсутствии дозоров, особое значение - велась либо силами недостаточными, либо с перенапряжением (еженощное дежурство на входе на внутренний рейд одних и тех же канонерских лодок), либо с привлечением кораблей первой линии (дежурство на внешнем рейде крейсеров I ранга).
Особое значение отсутствие в штате Порт-Артурской эскадры "прислуги за всё" приобрело в период активной борьбы в июне-июле 1904 г., между двумя походами Витгефта. Именно тогда для обстрела позиций японцев в море ходили наши крейсера и даже броненосцы. Японцы же противопоставляли им корабли 5-го и 6-го боевых отрядов (в первый входили так же "Ниссин" и "Касуга", оговоримся). Это уберегало японцев от ненужных неприятностей - и не уберегало нас. Любопытный эпизод случился 27 июля/9 августа, накануне боя у Шантунга: у Порт-Артура японский 5-й боевой отряд пытался атаковать "Новик", при этом на "Ицукусима" разорвалось орудие, погибли 14 и были ранены 15 человек. Корабль пропустил бой. Нехорошо - но не смертельно для эскадры. Впрочем, более позкательными и важными были события 13-14/26-27 июля 1904 г.: когда, во время столкновений у берегов Квантуна, "от японцев" подорвался на мине "Тиёда", а "от русских" - "Баян". Оба корабля пропустили бой у Шантунга, но наша потеря была, безусловно, тяжелее.
Самое время основательно похвалить японцев. Следует отметить, что основу 3-й эскадры составляли корабли, введённые в строй ещё до японо-китайской. Японцы бережно отнеслись к своему "наследию" (и китайским трофеям), корабли по возможности модернизировались и перевооружались (даже такой антиквариат, как "Фусо"), а во время войны для них были найдены тактические "ниши", позволившие использовать эти корабли с большой прибылью. Извлекать пользу из "Фусо" или "Каймона" - надо уметь.
В отношении нашего флота вышеприведённое указывает на следующее. Во-первых, потеря трёх канонерских лодок - "Корейца", "Манджура" и "Сивуча" - "за так" была потерей очень тяжёлой, значение этой потери, думается, очень сильно недооценивается. Во-вторых, тот факт, что командование Порт-Артурской эскадры не нашло сколько-нибудь полезного применения клиперам "Джигит", "Разбойник" и "Всадник", говорит не в пользу этого командования. Наконец, в-третьих, следует отметить, что наш флот не сумел сохранить "наследие 90-х" к началу войны, и это, безусловно, стало крупным фактором поражения.
Конфликт России и Японии, по большому счёту, начался весной 1895 г. тогда в Чифу под командование вице-адмирала С.П. Тыртова сосредоточились силы наших Тихоокеанской и Средиземноморской эскадр, в следующем составе: броненосец "Николай I", крейсера "Адмирал Нахимов", "Память Азова", "Владимир Мономах", "Адмирал Корнилов", "Рында", "Разбойник", канонерские лодки "Гремящий", "Отважный", "Кореец", "Манджур", минные крейсера "Всадник" и "Гайдамак". Эскадра эта имела существенный перевес - как минимум качественный - над японским флотом, и стала главным аргументом в истории Dreibundinternetion: истории о том, как Россия, Франция и Германия заставили Японию уйти с Ляодунского полуострова после победы над Китаем. Эпизод этот стал триумфом русской морской мощи в эпоху брони и пара. Спустя десять лет ситуация изменилась.
Из поименованных выше кораблей к 1904 г. на Дальнем Востоке остались только "малыши" - "Разбойник", канонерки и минные крейсера. Три крупных корабля - "Николай I", "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах" - вошли только в состав 2 ТОЭ, ещё три - "Память Азова", "Адмирал Корнилов", "Рында" - с Японией не воевали. С другой стороны, все основные фигуранты сражения у р. Ялу со стороны Японии в войне с нами участвовали, при этом "Ёсино" был в 1-й эскадре, "Нанива" и "Такатихо" - во 2-й, остальные же корабли составили основу эскадры 3-й (заметим, что "Идзуми" в войне с Китаем не участвовал, но был кораблём постройки 80-х годов, купленным по случаю войны).
Это может показаться неожиданным, но наличие на Дальнем Востоке в 1904 г. нескольких старых кораблей - вроде "Памяти Азова", "Адмирала Корнилова" - могло изменить ход боевых действий если не радикально, то очень сильно, при том, что сами корабли, конечно, были бы малополезны в эскадренных боях. Именно такие корабли могли взять на себя опасную рутину, начиная с опасной стационерной службы (опять же: если от нас в Чемульпо был "Варяг", то от японцев - "Тиёда"), продолжая дозорной службой и поддержкой армии, и заканчивая банальным использованием таких кораблей и их экипажей для действий на берегу (японцы, опять же, частично разоружали "Фусо" и списывали в бригаду морской артиллерии людей с подорвавшегося на мине "Тиёда"). Иными словами, имела бы место экономия сил, которую могла бы выглядеть примерно так: "Варяг" не погиб в Чемульпо, "Боярин" не погиб в Талиенванском заливе, "Баян" не подорвался на мине, к Шантунгу - у русских три новых сильных крейсера, и полный комплект шестидюймовок на "Ретвизане", "Аскольде", "Палладе", "Диане". Например.
Вопрос о том, могли ли "старики" задержаться на Дальнем Востоке, было ли их отсутствие следствием причин субъективных - или объективной сложности содержания флота вдали от "метрополии" - является темой для отдельного обсуждения. Пока подытожим: тот факт, что японцы использовали старый задел, а русские - нет - был крупным фактором японского успеха в кампании 1904 г. И да - те наши "старики", которые всё-таки пошли в бой - вошли в состав Второй эскадры, в которой они не могли быть так же полезны, как могли бы быть полезны в составе эскадры Первой.