naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Самый боевой крейсер японского императорского флота

Конкурент "Уаскара".

Забавно бывает иногда отыскать боевого рекордсмена - корабль, повидавший больше других. Подумать, например, об "Энтерпрайзе" и "Дзуйкаку" - авианосцах, каждый из которых принял участие в пяти поименованных сражениях. Или вспомнить "Шарнхорст" - единственный линкор Второй мировой, четырежды стрелявший по кораблям противника (и единственный линкор Второй мировой, с мостика которого четырежды видели линкоры противника, хе-хе). Или подумать о похождениях "Гебена".

Если есть рекордсмены - то есть и рекордсмены среди рекордсменов. Вроде бы главным паровым броненосным рекордсменом считается "Уаскар" - сейчас не рискну перечислять все его подвиги, некогда в каментах ув. fvl1_01 дал полный список - найти я его не нашёл, вспомнить не смог, но он точно был длиннее того, который могу составить я по своим источникам (в моём листе будут четыре боя). Тем не менее, подозреваю, что был в истории пара корабль, если не превзошедший "Уаскар" безусловно, то как минимум - претендующий на превосходство при определённом подсчёте проведённых морских боёв.

Корабль этот - японский крейсер. Но не тот, с пагодами, гидропланами и дюжиной башен, о котором думает каждый, кто слышит про "японский крейсер", а - "Нанива". Крейсер этот принял участие в двух войнах - японо-китайской и русско-японской - и покрыл себя славой в следующих известных морских боях и сражениях:

1. Бой при Асане, 25 июля 1894 г.

2. Сражение у Ялу, 17 сентября 1894 г.

3. Бой у Вэйхайвэя, 7 февраля1895 г.

4. Бой у Чемульпо, 9 февраля 1904 г.

5. Бой у Ульсана, 14 августа 1904 г.

6. Сражение при Цусиме, 27-28 мая 1905 г.

Общее число боёв с вражескими кораблями, которые можно записать на счёт "Нанива" - семь: в боях 27 и 28 мая 1905 г. при Цусиме различные японские корабли и отряды участвовали по-разному, поэтому дневной бой крейсеров 27 мая и бой 28 мая с "Донским" следует учитывать отдельно. При этом как минимум в шести случаях "Нанива" стрелял по крупным кораблям противника (у меня нет хорошего описания событий 7 февраля 1895 г. у Вэйхайвэя, и я не знаю, участвовал ли "Нанива" в бою с китайскими кораблями - помимо избиения прорывающихся китайских миноносцев). Результат впечатляющий.

Само по себе это, конечно, бесполезный - хоть и любопытный - взгляд. Однако он становится чуть более любопытным при рассмотрении боевого пути ближайших конкурентов "Нанивы", т.е. сослуживцев по "Летучему отряду" адмирала Цубои. Ближайшим из конкурентов будет "Такатихо", на счету которого три войны (в отличие, от "Нанива", "Такатихо" дожил до Первой мировой) и те же семь столкновений - с той лишь разницей, что "Такатихо" пропустил дело у Асана, а последним его столкновением с противником стал "бой" с немецким миноносцем S90 у Циндао, закончившийся гибелью японского корабля. В этом, впрочем, получительного мало.

Другой соратник "Нанива" - "Акицусима" - во время русско-японской служил в 6-м боевом отряде 3-го флота, т.е. оказался кораблём если не второй, то полуторной линии. А это уже любопытно: более молодой, но японской постройки корабль к русско-японской оказался мене востребованным, чем построенный раньше, но в Великобритании.

Наилучшие нансы обойти "Нанива" были у "Ёсино": этот крейсер к началу русско-японской оказался даже "повыше" "Нанива", в составе 3-го боевого отряда. В то время как 4-й боевой отряд Уриу, после первого успеха, занимался важной, но тусклой работой - оборудованием и охраной маневренной базы японского флота - 3-й боевой отряд активно участвовал в действиях у Порт-Артура. К апрелю 1904 г. "Ёсино" записал на свой счёт три боевых акции - против единственного боя у "Нанива": бой у Порт-Артура 9 февраля; погоня за "Внушительным" 25 февраля; бой с "Баяном" 13 апреля. Если бы "Ёсино" дожил до конца войны - он бы, безусловно, стал самым боевым крейсером японского императрского и парового броненосного, но... славный путь прервал таран "Касуга". И это уже - повод задуматься о сравнении талантов, достижений и карьерных путей Уриу Сотокити и Дэва Сигэто.

Наконец, рекорд "Нанива" - прекрасная иллюстрация умелого и активного использования японцами старых кораблей в русско-японской. Собственно,  сохранение и модернизация "задела" 80-х и 90-х, с явным превосходством над нами в этом номере программы -  и одна из ключевых причин успеха японцев в гонке 1896-1903 гг. И, соответственно, одна из главных причин победы японцев в войне.

Таким вот образом любопытный факт может стать толчком для рассуждений куда как более интересных.

Tags: русско-японская
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Recent Posts from This Journal