naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Category:

Снарядный вопрос. Первое число Кэмпбелла

К годовщине.

Cамой известной количественной оценкой, приведённой в «цусимской» статье Н. Дж. Кэмпбелла, является число «47» – число крупнокалиберных снарядов, попавших в корабли 1-го и 2-го боевых отрядов Соединённого флота. Это число используется и для оценки точности огня русской эскадры, и для «интегральной» оценки разрушительного действия русских снарядов.

Кэмпбелл оперировал переводными японскими данными – однако какими именно, не совсем понятно. Похожая – но не идентичная – оценка есть в сводной таблице по итогам боя в «Совершенно секретной истории военных действий на море в 37-38 гг. Мэйдзи» (далее – ССИ). В соответствии с этой таблицей, крупные корабли японского флота получили 44 попадания снарядами 203-мм и крупнее, из них 43 пришлось на долю броненосных кораблей 1-го и 2-го боевых отрядов, ещё один крупнокалиберный снаряд достался «Такатихо».

Сопоставление данных Кэмпбелла и ССИ с данными из рапортов командиров, медицинского описания и отчётов о работе верфей позволяет утверждать, что обе оценки – и Кэмпбелла, и ССИ – завышены, причём сильно. Подробное обсуждение причин «завышения» потребовало бы создания полноценной монографии, ниже приведён краткий перечень попаданий снарядов калибром 203-мм и выше в корабли 1-го и 2-го боевых отрядов, даны краткие комментарии о возможных причинах завышения и приведена новая, скорректированная оценка числа попаданий. Если у присутствующих возникнут дополнительные вопросы по конкретным попаданиям и кораблям, я постараюсь ответить на них в комментариях.

«Микаса»: 6...9 попаданий

И у Кэмпбелла, и в ССИ упомянуто 10 попаданий 305-мм снарядов. На деле, видимо, корабль получил от 6 до 9 попаданий снарядами крупнее 152-мм.

1. В 14.14 305-мм снаряд разорвался при попадании в крышу каземата №3, правого носового каземата на верхней палубе. Размеры пробоины в крыше составили 4’х3’. Ранены 9 человек.

2. В 14.20 305-мм снаряд пробил обшивку носовой надстройки и разорвался внутри. В палубе шельтердека над местом взрыва образовалась очень большая пробоина – 11’x14’. Ранены 17 человек (в том числе 4 – в боевой рубке).

3. В 14.25 305-мм снаряд пробил верхний пояс под казематом №1, правым носовым казематом на средней палубе. Была пробита средняя палуба над местом взрыва, в углу каземата №1. Ранены 3 человека.

4. В 14.40 305-мм снаряд попал в 152-мм броню под казематом №7, на средней палубе. Броневая плита треснула, но не была пробита. Осколками снаряда был разбит прицел 152-мм орудия №7, так же повреждены ствол 47-мм орудия №3 и станок 47-мм орудия №5. Ранены 3 человека.

5. В 14.50-14.55 снаряд попал в крышу каземата №11, кормового каземата на верхней палубе по правому борту. В японских документах калибр попавшего снаряда оценивается в 152-мм, однако размеры пробоины в крыше каземата – 4’x2’ – позволяют предположить, что на самом деле это был 305-мм снаряд. Убиты 2, ранены 5 человек.

6. В 15.00 сбиты грот-стеньга. Калибр снаряда в разных источниках оценивается и как 152-мм, и как 305-мм. Ранены 2 человека.

7. В 15.18 крупнокалиберный снаряд разорвался внутри кормовой дымовой трубы. Калибр его в японских документах оценивается в 305-мм, судя по размерам пробоин – это мог быть и 203-мм снаряд с «Адмирала Нахимова».

8. В 16.15 305-мм снаряд пробил верхний пояс под казематом №7 и разорвался при попадании в переборку между угольными ямами. Средняя палуба над место взрыва пробита, размеры пробоины – 5’6”×6’6”. Убиты 2, ранены 4 человека.

9. В 18.45 305-мм снаряд разорвался при попадании в верхнюю палубу позади носового барбета. Размеры пробоины в верхней палубе составили 5’×2’. Ранены 2 человека.

«Сикисима»: 2 попадания

В данном случае расхождений нет, два крупнокалиберных попадания суть следующие:

1. В 15.20 крупнокалиберный – очевидно, 305-мм – снаряд пробил небронированный борт под казематом №6, левым кормовым казематом верхней палубы, и разорвался на средней палубе. В результате были пробиты и средняя, и верхняя палубы (внутри каземата №6), причинены обширные повреждения на средней палубе (в частности, был разбит элеватор подачи снарядов), в месте взрыва возник сильный пожар. Пострадали 24 человека – 11 убитых, 13 раненых.

2. Ещё один снаряд, калибр которого в рапорте командира оценён как «приблизительно 254-мм», пробил грузовую стрелу грот-мачты – без взрыва, потерь и других повреждений. Снаряд попал с левого борта.

«Фудзи»: 3 попадания

В случае с «Фудзи» оценка Кэмпбелла/ССИ, видимо, занижена. Вероятно, сомнения вызвало попадание №3 (см. ниже).

1. В 15.00 305-мм снаряд пробил броню кормовой башни над правым орудием и, видимо, разорвался при прохождении брони. Правое орудие вышло из строя до конца боя, левое удалось ввести в строй через 40 минут после попадания. Были убиты 8 и ранены 10 человек.
2. В 15.27 снаряд – скорее всего, 254-мм, хотя в японских документах калибр оценён в 305-мм – пробил основание носовой трубы и правый вентилятор носового котельного отделения, без взрыва. Ранены 2 человека.,

3. В 18.10 крупнокалиберный снаряд попал с носовых курсовых углов левого борта, пробил ограждение мостика, ударил в крышу носовой боевой рубки и, срикошетив, улетел за борт. Крыша боевой рубки была повреждена – на одной из схем отмечено повреждение длиной 3’ и шириной 1’, однако идёт ли речь о сквозной пробоине, или вмятине, автору установить не удалось. При этом попадании пострадали 4 человека, в том числе в боевой рубке был тяжело ранен старший минный офицер, лёгкие ранения получил старший штурман.

«Асахи»: возможно, 1 попадание

Попадания крупнокалиберных снарядов в японских документах в явном виде не упоминаются, нет таких данных и у Кэмпбелла. Однако, по рапорту командира, в 15.15 снаряд попал в кормовую дымовую трубу: диаметр пробоины в кожухе оценён в 15”, размер одной из пробоин во внутренней трубе – 36”х45”. Потерь попадание не причинило, однако после него «пар держали с трудом».

«Касуга»: 1 попадание

В 14.33 305-мм снаряд разорвался у основания грот-мачты (пробоина 1,2х1,6 м), были убиты 7 и ранены не менее 11 человек.

«Ниссин»: 3 попадания

По Кэмпбеллу корабль получил 5 попаданий 305-мм снарядами – но в это число входят 3 «попадания» в стволы 203-мм орудий. На деле можно говорит, видимо, он двух попадания по корпусу – и ещё одном, так же упомянутом у Кэмпбелла, попадании 229-мм снаряда в носовую башню главного калибра.

1. В 15.18 снаряд калибром 229-305-мм пробил главный броневой пояс вблизи ватерлинии, под казематом №14, с левого борта. В результате была затоплена угольная яма, при попадании пострадали 3 человек из прислуги орудия №14.

2. В 16.05 снаряд, калибр которого японцы оценили в 229-мм, попал в носовую башню главного калибра. Броня (152-мм) не была пробита, хотя в ней образовалась достаточно глубокая выбоина. Осколками снаряда ранены 6 человек. Стоит отметить, что 3 человека – в том числе младший флагман, вице-адмирал Мису – были ранены в боевой рубке.

3. Так же в японских источниках упоминается попадание 305-мм снаряда в 152-мм поясную броню – без пробития.

«Идзумо»: 3 попадания

И у Кэмпбелла, и в ССИ говорится о 6 попаданиях крупнокалиберных снарядов во флагманский корабль 2-й эскадры. Данные из рапорта командира корабля и медицинского описания, равно как и имеющиеся схемы повреждений, указывают на то, что таких попаданий было всего 3 – причины «удвоения» непонятны, возможно, это связано с нестандартной организацией информации о повреждениях корабля в рапорте командира.

1. В 15.05 305-мм снаряд пробил борт в кормовой части с правого борта на уровне средней палубы, у кормовой башни главного калибра, и разорвался, причинив тяжелые повреждения на средней и нижней палубах. При этом попадании ранения получили 4 человека.

2. В 19.10 305-мм снаряд попал с левого борта в верхнюю палубу в средней части корабли и, пробив среднюю палубу, остановился в угольной яме №5 по правому борту, не разорвавшись. При этом попадании был убит 1 и ранены 2 человека.

3. Ещё один 305-мм снаряд, время попадания которого не было установлено, прилетевший с правого борта, попал в верхнюю палубу у левого борта в кормовой части и разорвался, сделав в палубе пробоину 1,2х0,6 м и в борту – 1,4х1,2 м. При этом попадании потерь не было.

«Адзума»: 2 попадания

И в статье Кэмпбелла, и в ССИ указано, что корабль получил 7 попаданий крупнокалиберными снарядами. Однако на основе рапорта командира, медицинского описания и схемы повреждений корабля можно сделать вывод о том, что в «Адзума» попали всего 2 305-мм снаряда – а расхождение объясняется тем, что в рапорте командира корабля «крупнокалиберный» используется для описания всех снарядов крупнее 75-мм.

Так же в общее число попаданий по Кэмпбеллу/ССИ входит близкий разрыв в 14.20, в результате которого вышло из строя 152-мм орудие №7, в правом кормовом каземате верхней палубы. Однако более вероятно, что это орудие разорвалось при выстреле.

1. В 14.50 снаряд калибром 305-мм задел ствол правого орудия в кормовой башне главного калибра, ударил в верхнюю палубу в корму от башни и разорвался. Орудие было выведено из строя, в верхней палубе образовалась пробоина длиной 14’ и максимальной шириной 4’9”. Ранения и травмы получили 4 человека.

2. В 14.55 снаряд калибром 305-мм ударил в стык вертикальной брони и крыши каземата №7 и разорвался при попадании. Вертикальная броневая плита была разбита, в крыше каземата образовалась пробоина значительных размеров, установленное на крыше каземата 76-мм орудие было сброшено со станка на палубу позади каземата, повреждения получил станок 152-мм орудия в каземате, осколки и обломки брони причинили многочисленные повреждений кормовой надстройке, грот-мачте, вентиляторам и гребным судам. Погибли 7 человек, ещё 9 человек были ранены (в том числе тяжёлое ранение на кормовой надстройке получил старший офицер корабля, капитан 2 ранга Того)

«Токива»: без попаданий

По Кэмпбеллу, корабль получил один «большой снаряд», так же одно попадание снарядом крупного калибра указано в «Совершенно секретной истории...», однако имеющаяся схема повреждений и рапорт командира корабля позволяют сделать вывод о том, что «Токива» – Единственный японский корабль, который точно не получал попаданий снарядами крупнее 152-мм.

«Якумо»: 1 попадание

В 14.26 на верхней палубе, справа от башни главного калибра, разорвался снаряд калибром 305-мм или – скорее всего – 254-мм. Размеры пробоины составили 8'x5'6". Пострадавших не было.

«Асама»: 4...5 попаданий

В случае с «Асама» корректировка имеет место в обе стороны. По Кэмпбеллу, в корабль попали 3 305-мм и 2 229-мм снаряда. Информация о паре попаданий 229-мм снарядами является результатом опечатки в исходных документах (рапорте командира корабля) и двойного счёта. По таблице в ССИ «Асама» получил 3 попадания крупнокалиберными снарядами – что, видимо, близко к действительности. Однако одно попадание, калибр которого оценён в 152-мм, и которое не входит в калькуляцию Кэмпбелла/ССИ, заслуживает повышения в статусе.

1. В 14.28 крупнокалиберный снаряд разорвался на верхней палубе в кормовой части по правому борту. Размеры пробоины составили 8’8”х’8”. В результате этого попадания на 6 минут вышло из строя рулевое управление, в итоге «Асама» потерял своё место в строю.

2-3. В 14.55-14.58 два снаряда калибром не менее 254-мм пробили борт в кормовой части и разоврались при попадании в среднюю палубу или под ней. Небронированный настил нижней палубы над карапасом был пробит в осколками в 10 местах. Левый борт был пробит осколками в 14 местах между средней и нижней палубами (8 пробоин в 4 и менее футах от ватерлинии),  одна пробоина, на уровне средней палубы, имела размеры 2’6’–1’2”, другая, над верхней кромкой бронепояса – 2’–7”. Это попадание привело к затоплению помещений в корме, корабль получил дифферент. Погибли 2 и были ранены 5 человек.

4. В 16.10 снаряд пробил навылет основание задней дымовой трубы. Это привело к резкому падению тяги, скорость «Асама» на 10 минут упала до 10 узлова, из-за чего он снова потерял место в строю. В японских источниках калибр снаряда оценивается в 152-мм, однако размеры пробоин в кожухе и трубе – от 1’3” до 1’8” – позволяют утверждать, что труба была пробита 305-мм снарядом.

5. Кроме того, в верхнюю палубу у кормовой башни попал снаряд, сделавший пробоину размерами 2’х1’1”. И в рапорте командира, и в медицинском описании калибр этого снаряда оценивается как «152-мм или крупнее».

«Иватэ»: 3...4 попадания, 1 близкий разрыв

И у Кэмпбелла, и в ССИ говорит о 5 попаданиях крупнокалиберных снарядов в «Иватэ». Эта оценка в целом совпадает с данными из рапорта командира корабля, с важным уточнением – в одном случае речь идёт об осколках снаряда, разорвавшегося в воде рядом с бортом корабля.

1. В 14.23 снаряд калибром 203-мм пробил правый борт в корме на уровне нижней палубы (пробоина 2’х1’1”), у основания башни главного калибра. Снаряд не разорвался и потерь не причинил, однако в результате попадания этого снаряда, и разорвавшегося чуть дальше в корму 152-мм снаряда внутрь корабля поступала вода, «ходившая на 2 фута над палубой». Небезынтересно так же то, что, хотя снаряд не взорвался, в отчёте верфи Сасэбо калибр его оценили иначе – в 254-мм.

2. В 14.30 305-мм снаряд разорвался при попадании в стык борта и верхней палубы в кормовой части. Размеры пробоины в борту – 4’1”х3’. При этом попадании были ранены 4 человека.

3. В 16.10 305-мм снаряд разорвался на шлюпочной палубе, позади кормовой дымовой трубы и 152-мм орудия №5. Осколки снаряда причинили повреждения надстройкам, гребным судам, орудию №5. Был ранен, видимо, 1 человек.

4. В 16.20 203-мм снаряд разорвался при попадании в правый борт на уровне нижней палубы в носовой части корабля, размеры пробоины в борту – 9”x16”. Это попадание так же привело к поступлению воды на нижнюю палубу. Калибр этого снаряда в Сасэбо оценили как 152-мм.

5. Осколки 203-мм – по оценке из рапорта командира корабля – снаряда, разорвавшегося у борта, причинили лёгкие повреждения в носовой части, между верхней и средней палубами.

Заключение

Данные Кэмпбелла, ССИ и сделанная выше оценка сведены в табл. 1. Данные о числе попаданий крупнокалиберных снарядов в первых двух источниках завышена, главным образом, из-за «удвоения» числа попаданий в «Идзумо», учёта всех попавших в «Адзума» снарядов крупнее 75-мм как «крупнокалиберных», включения в общий итог «снарядов», отбивших стволы 203-мм орудий на «Ниссин». В остальных случаях коррекции незначительные, вполне укладывающиеся в обычно возникающие в таких случаях расхождения.

Таблица 1. Сводные данные о попаданиях снарядов калибром 203...305-мм в корабли 1-го и 2-го боевых отрядов Соединённого флота



В таблице 2 сведены данные о распределении попаданий по «геометрии». Распределение попаданий несколько смещено – больше приходилось на кормовую часть кораблей – однако, в силу того, что в расчёт приняты разные попадания в разные корабли в разных тактических ситуациях, смещение не такое сильное, как, скажем, в случае с «Микаса» в бою у Шантунга.

Таблица 2. Распределение попаданий по различным частям кораблей




Большая часть снарядов, попадания которых описаны выше, взорвалась, при этом не взрывались обычно снаряды, попадавшие в рангоут или трубы. Экстраполировать приведённые выше данные на снаряды калибром 152-мм не следует: русские 305-мм фугасные снаряды (коих большинство среди перечисленных выше) снаряжались бездымным порохом и «трубкой обр. 1894 г.» , в то время как фугасные снаряды других калибров – пироксилином и трубкой Бринка.

Разрушительное действие снарядов можно оценить как «заметное» – не случайно почти для всех попаданий зафиксировано время события. В результате перечисленных выше попаданий на японских кораблях были выведены из строя 1 305-мм орудие (временно выходила из строя башня), 1 203-мм и 1 76-мм орудие. Если оценивать потенциал действия снарядов, стоит так же учесть уничтоженное «технически» 152-мм орудие на «Адзума», в каземате №7. Кроме того, различные повреждения получили казематы или установки ещё 4 152-мм орудий (на «Микаса» – 3; на «Сикисима» – 1). В шести случаях попадания русских снарядов вызывали поступление воды в корпус корабля (особенно сильные затопления были на «Асама»), при этом в трёх случаях вода попадала в пробоины в броне. Всего же в бою было 5 случаев пробития 152-мм брони русскими крупнокалиберными снарядами – и зафиксировано 3 случая, когда броня такой же толщины пробита не была. Так же следует отметить несколько случаев попаданий с большими потерями (в трёх случаях пострадавшие были внутри боевой рубки).

Впрочем, единичных сокрушительных попаданий – «лаки-шотов» – приводящих если не к гибели корабля, то к выходу его из строя, не было (хотя «Асама» дважды временно терял место в строю). Для достижения существенно «накопительного» эффекта попаданий было просто мало – в большинстве случаев, за вычетом разве что «Микаса», речь идёт о единичных попаданиях. Ну а поскольку попадания крупнокалиберных снарядов не подкреплялись большим числом попаданий снарядами 152-мм (с некоторыми – осторожными – оговорками относительно «Микаса»), то и результативность русского огня в целом оказалась невысока – в сравнении с результативностью огня японского.
Tags: Цусима, русско-японская, снарядный вопрос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

Recent Posts from This Journal