naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Дело молодых. О возрасте и опыте советских адмиралов Великой Отечественной войны

Снова про войну.

В прошлый раз мы коснулись темы возраста флагманов РККФ в начале Великой Отечественной войны. Тема интересная, но при обсуждении действий советского флота в 1941-1945 гг. проблема редко оказывается в центре внимания. Видимо, потому, что немногие помнят о молодости - и неопытности - советских адмиралов. И, кажется, никто не представляет, насколько, на самом деле, они были молоды и неопытны - в сравнении с адмиралами других больших флотов. Именно это "насколько" я и попробую сегодня оценить.

"Главкомы"

Сразу оговорюсь: формальная оценка опыта является задачей нетривиальной, едва ли имеющей аналитическое решение в общем виде. Я сознательно пошёл на использование упрощённых, укрупнённых данных. Для прямого сравнения будут использованы всего три числа: год рождения, возраст на момент вступления страны в войну (т.е. возраст в 1939 г. для немцев, британцев и французов, в 1940 г. для итальянцев, в 1941 г. для японцев, американцев - и наших), продолжительность службы на ту же дату. Последнее может определяться в разных флотах  по-разному - но разница в данном случае непринципиальна.

На первом шаге я решил сравнить немудрённые анкетные данные людей, которых можно было бы назвать "главкомами" соответствующих флотов на момент вступления в войну (с одним исключением - для американцев я взял Эрнеста Кинга, назначенного на пост через три недели после начала войны). В силу специфики организационных структур аналогии не совсем прямые - впрочем, на фоне следующего раздела, где мы попробуем найти аналоги нашим командующим флотами, это мелочи. Итак, смотрим:

Дадли Паунд, Первый морской лорд, главком королевского флота: 1877, 62 года, в службе 48 лет;

Эрих Редер, глава ОКМ, главком немецкого флота: 1876, 63 года, в службе 45 лет;

Эрнест Кинг, главком американского флота: 1878, 63 года, в службе 40 лет;

Нагано Осами, начальник японского МГШ: 1880, 61 год, в службе 40 лет;

Доменико Каваньяри, начальник итальянского МГШ: 1876, 64 года, в службе 45 лет;

Франуса Дарлан, начальник французского МГШ: 1881, 58 лет, в службе 38 лет.

Любопытно, что года рождения всех шести умещается в очень узкую вилку, 1876-1881, что позволяет говорить о некотором "стандарте". По продолжительности службы они распадаются на две группы - "опытные" Паунд, редер и Каваньяри, "салаги" Кинг, Нагано и Дарлан. Все, в принципе имели боевой опыт - впрочем, у Кинга и Каваньяри он был, скорее, номинальным, у Нагано и Дарлана - специфичным (первый служил в бригаде морской артиллерии во время осады Порт-Артура в 1904 г., второй - в бригаде морской артиллерии на Западном фронте во время Первой мировой). Паунд во время Первой мировой служил на дредноутах, в Ютландском сражении командовал "Колоссусом". Редер выделялся даже по сравнению с Паундом: в 1912-1917 гг. он был начальником штаба Разведывательных сил немецкого флота.

Назвать наркома Н.Г. Кузнецова молодым в этом ряду можно, но прозвучит это как минимум двусмысленно. Кузнецов родился в 1904 г. - он мог бы быть сыном любого из вышеперечисленных, и даже не старшим. Начало службы Кузнецова можно отсчитывать с 1919 г., когда он завербовался матросом на северо-двинскую флотилию, но по стандартам большинства флотов его настоящая карьера началась в 1926 г., с окончанием военно-морского училища. К моменту назначения на должность, в 1939 г., шёл тринадцатый год его службы - к началу войны он отслужил 15 лет. Редер, на этом этапе службы, был старшим штурманом броненосного крейсера "Йорк", Нагано - старшим офицером броненосного крейсера "Ниссин", Кинг командовал дивизионом эсминцев.

Единственное, что отличало Кузнецова в смысле опытности, это наличие - к июню 1941 г. - опыта руководства боевыми действиями флота.   Во время гражданской войны в Испании Кузнецов год (с августа 1936 г. по август 1937 г.) был главным советником, и, по мнению многих, фактически командующим республиканским флотом, и он уже был наркомом во время советско-финской войны.

Здесь следует так же упомянуть первого заместителя Кузнецова, начальник ГМШ И.С. Исакова. Он родился в 1894 г., был на 10 лет старше Кузнецова, образование получил ещё в императорском флоте: окончив Отдельные гардемаринские курсы, в мае 1917 г. стал ревизором эсминца "Изяслав". Но и ему в 1941 г. исполнилось 47 лет - иными словами, он был на 11 лет младше Дарлана на момент вступления Франции во Вторую мировую. Срок его службы составил 27 лет - считая от начала обучения на ОГК. Таким образом, офицер, игравший роль "наставника" как при Кузнецове, так и при командующих флотами (Исаков часто ездил в командировки, а во время финской войны лично, на борту линкора "Октябрьская революция", возглавлял первую операцию по обстрелу батареи Сааренпя), служил на 10-20 лет меньше, чем старшие флагманы больших флотов.

"Командующие флотами"

Найти аналог нашим командующим флотами по должности в других флотах не всегда просто, иногда - просто невозможно. Впрочем, в случае с Royal Navy задача решается легко. Я решил выбрать для примера четырёх адмиралов: Чарльза Форбса и Эндрю Каннигема, командовавших Флотом Метрополии и Средиземноморским флотом в 1939 г., а так же, для расширения базы, Джона Тови (сменившего Форбса в 1940 г.) и Джеймса Сомервилла, летом 1940 г. командовавшего соединением Н, а в 1942-1944 г. - Восточным флотом. Смотрим:

Чарльз Форбс: 1880, 59 лет, в службе 45 лет;

Эндрю Каннигем: 1883, 56 лет, в службе 42 года;

Джон Тови:1885, 54 года, в службе 38 лет;

Джеймс Сомервилл: 1882, 57 лет, в службе 42 года.

В сложной немецкой системе руководства флотом разбираться можно долго, мы этого делать не будем. Я выбрал трёх человек, к началу войны занимавших наиболее важные оперативные должности в сентябре 1939 г.: Эриха Бёма, "начальника флота", Альфреда Заальфахтера, командующего "Группой Вест", и Конрада Альбрехта, командующего "Группой Ост".

Герман Бём: 1884, 55 лет, в службе 36 лет;

Альфред Заальвахтер: 1883, 56 лет, в службе 38 лет;

Конрад Альбрехт: 1880, 59 лет, в службе 40 лет.

Выборка может показаться неудачной, поскольку никто из этих адмиралов не стал по-настоящему крупной фигурой в ходе войны. С одной стороны, это не противоречит основной идее - показать особенности продвижения по службе в межвоенные годы - но я решил добавить ещё четырёх человек. Трое выбраны как имевшие на своем счету крупный оперативный успех - Вильгельм Маршалл (операция "Юно", уничтожение "Глориеса"), сменивший в октябре 1939 г. Бёма; Гюнтер Лютьенс (операция "Берлин"), в начале войны занимавший пост "начальника миноносцев"; Отто Цилиакс (операция "Цербер"), в сентябре 1939 г. командовавший линкором "Шарнхорст". Ну и - да, нельзя же не упомянуть Карла Дёница. Итак:

Вильгельм Маршалл: 1886, 53 года, в службе 33 года;

Гюнтер Лютьенс: 1889, 50 лет, в службе 32 года;

Отто Цилиакс: 1891, 48 лет, в службе 29 лет;

Карл Дёниц: 1891, 48 лет, в службе 29 лет.

Американский флот в нашем списек представляют Честер Нимиц, командующий Тихоокеанским флотом, и Роял Ингерсолл, командующий Атлантическим флотом. Поскольку американский флот был очень велик, я решил добавить к списку Рэймонда Спрюэнса и Уильяма Хэлси - адмиралов, в 1944 г. командовавших американским флотом в центральной части Тихого океана.

Честер Нимиц: 1885, 56 лет, в службе 36 лет;

Роял Ингерсолл: 1883, 58 лет, в службе 36 лет:

Рэймонд Спрюэнс: 1886, 55 лет, в службе 34 года;

Уильям Хэлси: 1882, 59 лет, в службе 37 лет.

Японию в этом списке представляют Ямамото Исороку, командующий Соединённым флотом, Кондо Нобутакэ, командующий 2-м флотом, отвечавший за операции на юго-западном направлении, и адмирал Микава Гунъити, в 1942 г. командующий 8-м флотом, в южной части Тихого океана.

Ямамото Исороку: 1884, 57 лет, в службе 37 лет;

Кондо Нобутакэ: 1886, 55 лет, в службе 34 года;

Микава Гунъити: 1888, 53 года, в службе 31 год.

От Италии будут Иниго Кампиони и Анджело Якино - относительно известные имена, первый командовал главными силами флота в начале войны, второй довольно быстро его сменил.

Иниго Кампиони: 1878, 62 года, в службе 44 года;

Анджело Якино: 1889, 51 год, в службе 36 лет.

В случае с Францией, благодаря наличию географического деления, ситуация проще. Я выбрал Франуса Жансуля, в начале войны командующего "Рейдерскими силами" в Бресте, и - с подсказки Дмитрия Якимовича - Эманнуэля Оллива, командующего Средиземноморским флотом.

Марсель-Брюно Жансуль: 1880, 59 лет, в службе - 40 лет.

Эммануэль Оллив: 1882, 57 лет, в службе 40 лет.

Понятно, что любая попытка оценить биографии всех этих людей содержательно практически обречена на провал, поэтому просто отметим ключевые числа. Не сложно видеть, что почти все родились в 80-х годах XIX в. - исключение составляют Кампиони, и Дёниц с Циллиаксом. Да, кажется, что относительная молодость Дёница - одного из самых известных персонажей Второй мировой - указывает на неоднозначность оценки по годам рождения. Однако заметим, что в 1939 г. Дёниц командовал скромным "хозяйством", и постепенно "набирал обороты" уже по ходу войны. Ну а Циллиакс просто командовал кораблём, пусть и крупным. За вычетом трёх исключений,  мы снова видим некий "стандарт" прохождения службы в крупных флотах, хотя разброс, по понятным причинам, сильнее.

Теперь - анкетные данные трёх командующих советскими "западными" флотами, В.Ф. Трибуца (Балтийский флот), Ф.С. Октябрьского (Черноморский флот), А.Г. Головко (Северный флот).

В.Ф. Трибуц: 1900, 41 год, в службе 23 года;

Ф.С. Октябрьский: 1899, 42 года, в службе 23 года;

А.Г. Головко: 1906, 35 лет, в службе 16 лет.

Советские главкомы были на 10-15 лет младше ключевых "адмиралов в море" больших флотов. Можно, конечно, сказать, что и масштаб задач, и размер сил у советских адмиралов был иной. Это не совсем так. При дефиците - и то относительном - крупных кораблей в советском флоте было много подводных лодок и катеров, командующим флотами подчинялись береговые батареи. И, что особенно важно: на всех флотах были крупные силы авиации. Организационная сложность, численность личного соства - всё это не было "малым". И чисто для примера: у Октябрьского, который был на 8 лет младше Дёница и Циллиакса (разница возраста на момент начала войны - 6 лет), и подводных лодок было примерно столько же, и линкор был, и много ещё чего.

Второе возражение может касаться прямых противников - они не входили в число упомянутых выше адмиралов. Это верно, поэтому у нас есть ещё один раздел.

Противники

Своебразие немецкой системы управления флотом отметили, поэтому повторяться не буду - скажу просто, что противники выбраны в качестве примера, это далеко не все, кто воевал с нашим флотом. В число примеров попали два адмирала: Хуберт Шмундт (главный специалист по "Восточному фронту", воевавший на Севере и на Балтике, летом 1943 г. именно он решал задачу блокады Финского залива) и Фридрих Вильгельм-Фляйшер, первый немецкий "Адмирал Чёрного моря" (1941-1942 гг.) Кроме того, в список добавлены капитан 1 ранга Ганс Бютов, командовавший немецкими силами в Финском заливе летом 1941 г., и капитан 1 ранга Альфред Шульце-Хинрикс, старший немецкий офицер на севере в то же время. Смотрим:

Хуберт Шмундт: 1888, 51 год, 31 год в службе

Фридрих Вильгельм-Фляйшер: 1890, 49 лет, 30 лет в службе

Ганс Бютов: 1894, 45 лет, 27 лет в службе

Альфред Шульце-Хинрикс: 1899, 40 лет.

Развёрнутый комментарий излишен. Самый молодой из перечисленных - ровесник Октябрьского, самого старшего комфлота. Летом 1941 г. Шульце-Хинрикс был в чине капитана 1 ранга и командовал флотилией эсминцев, а в начале войны - и вовсе эсминцем.

Опальные

Прежде, чем переходить к заключению, необходимо упомянуть представителей ещё одной категории флагманов советского флота - людей опытных, но занимавших "тыловые" позиции в начале войны. В их числе Л.М. Галлер (замнаркома по судостроению), С.П. Ставицкий (начальник военно-морской академии), Н.П. Несвицкий (зам. председателя постоянной приёмной комиссии) и Ю.Ф. Ралль (начальник управления боевой подготовки, зам. председателя уставной комиссии).

Л.М. Галлер: 1883, 58 лет, в служе 36 лет

С.П. Ставицкий: 1886, 55 лет, в службе 37 лет

Ю.Ф. Ралль: 1890, 51 год, в служе 33 года

Н.П. Несвицкий: 1893, 48 лет, в службе 30 лет

Да, говорят, что Галлер "фактически" был первым замом наркома, исполняя обязанности Исакова во время командировок последнего на фронт - но на должности не был, а "и.о." начальника ГМШ после ранения Исакова в 1942 г. стал адмирал В.А. Алафузов (1901 г.) Назначение на фронт почти сразу получил Ралль, ставший начальником Минной обороны КБФ, а с сентября 1941 г. - начальником штаба (но не командующим). Ставицкий так же ездил на фронт, но никто из них не получил полноценного самостоятельного назначения.

Заключение

Деятельность нашего флота в 1941-1945 гг. по-прежнему является "горячей темой". При этом зачастую этот опыт рассматривается как определяющий с точки зрения оценки ценности флота как такового. Последнее странно, поскольку действия флота велись в особых условиях. Одной из специфических - и очень важных - особенностей было возраст командного состава.

Следует, пожалуй, сказать пару слов о том, за счёт чего достигалось "ускорение" карьер. Отчасти это было связано с простыми количественными показателями - короткими сроками нахождения в должности. Например, Н.Г. Кузнецов по возвращении из Испании, в августа 1937 г., был назначен первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а спустя 18 месяцев стал наркомом, успев в промежутке побыть командующим флотом (с января 1938 г.). Однако более важным представляется "качественное" измерение: советские адмиралы пропускали не то что ступеньки - целые пролёты обычных служебных лестниц. Тот же Кузнецов на высшие командные должности попал сразу после службы командиром крейсера - не имея никакого промежуточного опыта командирской или штабной службы, миновав стандартные посты типа "командующий бригадой крейсеров". Исаков, с другой стороны, фактически миновал этап службы "простым офицером" - окончив курс в 1917 г., он уже в январе 1918 г. был старшим офицером эсминца "Изяслав", а спустя год начал самостоятельную командирскую карьеру. Октябрьский, с другой стороны, на командные и штабные должности попал сразу с "мостика" торпедного катера, Головко же, насколько я знаю, вообще не имел опыта командования ни кораблём, ни катером.

Стоит отметить и другую особенность - "однобокость" опыта наших адмиралов. Даже если оставить в стороне экстремальные случаи вроде Кинга (который успел послужить и на эсминцах, и на линкорах, и на подводных лодках, и на авианосцах - да ещё имел "крылышки"), большинство зарубежных адмиралов имели опыт службы на кораблях разных классов и в разных береговых должностях. У нас же Кузнецов, например, служил только на крейсерах. Исаков - напротив, не служил на кораблях крупнее эсминца. Октябрьский был "катерником". Только Трибуц имел опыт службы на линкоре (и даже успел три месяца побыть "и.д. командира").

В советском флоте не было системы назначения на должности именно для получения опыта и практики, с заранее ограниченным сроком службы - как то было в других странах, где офицеры получали должности с заранее фиксированным сроком службы и меняли корабельные и береговые должности (да, полный аналог проклятой "цензовой системы"). Если Каннигем, получив свой первый линкор - "Родни" - знал, что через год уступит место другому, то у нас Несвицкий четыре года командовал крейсером "Червона Украина" и семь (!) лет - линкором "Октябрьская революция". Полуанекдот, но факт: Несвицкий командовал линкорами больше, чем Паунд, Каннингем и вообще любой из вышеупомянутых адмиралов. Похоже, что - всё по тем же необсуждаемым причинам - руководство РККФ боялось доверять крупные корабли кому-то, кто мог не справиться. Но если в случае с крупными кораблями это отчасти понятно, то отсутствие практики назначения перспективных командиров на "тральные" или "катерные" должности вызывает особое удивление. Если отсутствие у советских адмиралов опыта командования линкорами и крейсерами может не казаться серьёзным пробелом (хотя я так не считаю) - то куда как более важно то, что никто из них не имел практики службы на подводных лодках. Это было характерно для ряда других флотов, но американские и немецкие адмиралы подводный опыт имели - и это сказалось на результатах боевых действий. Точно так же советские адмиралы не имели опыта командования береговыми батаремяи. И - опыта командования авиацией, являвшейся главной ударной силой флота.

Как именно всё это сказывалось на ходе боевых действий - тема для отдельного исследования. Однако в любом случае - разговор о боевой деятельности советского флота без разговора о специфике подготовки командных кадров флота будет неполным. Если не сказать - пустым.

P.S. Приношу извинения за помехи в эфире. Впрочем, сочетание заголовка с пустым сообщением получилось символичным.

Tags: Вторая мировая
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Макаров и бабочка

    Фантастические теории. Во вторник была годовщина гибели С.О. Макарова, В.В. Верещагина и сотен русских моряков. Все они стали жертвой дьявольского…

  • Европа первым делом

    Хорошая альтернатива. Тут вот, с одной стороны, ув. pls_1965 выложил очень любопытную схему "второго периода" первой фазы…

  • Пополнение библиотеки: стимпанк и современность

    Что-то новенькое. Добавил в библиотеку статью Мэттью Аллена " The Deployment of Untried Technology: British Naval Tactics in the Ironclad…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Макаров и бабочка

    Фантастические теории. Во вторник была годовщина гибели С.О. Макарова, В.В. Верещагина и сотен русских моряков. Все они стали жертвой дьявольского…

  • Европа первым делом

    Хорошая альтернатива. Тут вот, с одной стороны, ув. pls_1965 выложил очень любопытную схему "второго периода" первой фазы…

  • Пополнение библиотеки: стимпанк и современность

    Что-то новенькое. Добавил в библиотеку статью Мэттью Аллена " The Deployment of Untried Technology: British Naval Tactics in the Ironclad…