naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Пока он вообще может управляться. Повреждения броненосца "Микаса" в бою у м. Шантунг

Новое в снарядном вопросе.

Настоящий текст представляет собой попытку составить аннотированный и иллюстрированный перечень попаданий в броненосец «Микаса» в бою у м. Шантунг. Текст составлен на основе японских материалов автором, имеющим весьма поверхностное представление о японском языке. Многие детали – возможно, важные – опущены, и, очевидно, в тексте имеются ошибки. Уровень доверия к этому материалу каждый определяет для себя сам, а автор может только заверить читателя, что сделал всё возможное – и надеется, что нижеприведённый текст может стать отправной точкой для более качественных исследований.

Основными источниками являются схема и описание повреждений «Микаса», приложенные к рапорту командира корабля, капитана 1 ранга Идзити Хикодзиро (伊地知彦次郎) [1] и схема и описание повреждений из книги о действиях медицинской службы в составе «Совершенно секретной истории военных действий на море в 37-38 гг. Мэйдзи» [2]. Следует отметить, что между этими источниками существуют многочисленные расхождения, местами значительные – в первую очередь в отношении времени того или иного попадания. Отдать заведомое предпочтение какой-нибудь одной версии нельзя, в каждом случае выбор в пользу того или другого источника делался с учётом дополнительных обстоятельств, некоторые разночтения устранить оказалось невозможным.

В работе так же использованы материалы собственно рапорта капитана 1 ранга Идзити Хикодзиро [3], ещё три приложения к этому рапорту:

– таблица с перечнем повреждений [4];

– таблица с поимённым перечнем убитых и раненых [5];

– таблица с указанием информации о месте и времени ранений [6]

и некоторые другие материалы «Совершенно секретной истории».

Время попаданий в тексте даётся по японским источникам, в описаниях оно так же обычно приводится к русскому – отстающему на 55 минут. Для каждого попадания указывается порядковый номер по описанию в рапорте командира (РК №Х) и в медицинском описании (МО №Х). Единицы измерения пробоин и повреждений даны так, как они даны в первоисточниках – поэтому в тексте одновременно встречаются метры, миллиметры и футы с дюймами.

Попадание №1. 13.36. 254-мм или 305-мм (РК №1, МО №1)

Бой начался в 13.15 (12.20). В это время главные силы японцев пересекали курс русской эскадры в «обратном порядке номеров»: головным шёл «Ниссин» под флагом командующего 3-й эскадрой и 5-м боевым отрядом контр-адмирала Катаока Ситиро, «Микаса» замыкал колонну. Огонь открыли «Ниссин» и «Касуга», им немедленно ответил «Цесаревич». Расстояние в начале боя составляло 12 000...13 000 м, и постепенно сокращалось.

В 13.33 (12.38) «Микаса» получил первое боевое повреждение – была сорвана растяжка антенны радиотелеграфа – а в 13.36 (12.41) в корабль попал первый русский снаряд. В этот момент японская эскадра как раз выполняла поворот «все вдруг» на 16 румбов вправо (от противника), и русские находились справа за кормой «Микаса». Снаряд калибром 305-мм попал в корабль с направления примерно на 3 румба в корму от траверза, в кормовую надстройку, пробил шельтердек (пробоина диаметром 800 мм [4, с. 5]), раструб правого вентилятора машинного отделения (рис.1), попал в грот-мачту примерно на 3 фута выше верхней палубы (входная пробоина диаметром 400 мм) и разорвался внутри, сделав пробоину около 2 м высотой и 2 метров в обхвате [4, c.5], (рис. 2).



Рисунок 1 (кликабельно). Повреждения раструба правого вентилятора машинного отделения



Рисунок 2 (кликабельно). Фотография выходной пробоины в основании грот-мачты

Внутри мачты был разбит элеватор 47-мм патронов и электропроводка; так же взрывом был повреждён люк отделения динамо-машин, осколками – раструб левого вентилятора машинного отделения (рис. 3), световой люк машинного отделения, офицерский гальюн позади каземата 152-мм орудия по левому борту и пр.




Рисунок 3 (кликабельно). Повреждения левого раструба вентилятора машинного отделения

При попадании этого снаряда погибли 8 человек, ещё 7 были ранены (в т.ч. 3 – тяжело), при палубам потери распределились следующим образом:

– на шельтердеке лёгкие ранения получил командир кормовой группы 152-мм орудий лейтенант Итикава, на шлюпочной палубе были тяжело ранены 3 человека из прислуги 76-мм орудий (все трое впоследствии комиссованы),

– на верхней палубе рядом с местом разрыва снаряда были убиты и смертельно ранены 7 человек (главным образом – из санитарной команды, носильщики для эвакуации раненых);

– на средней палубе был лёгко ранен 1 человек;

– на нижней палубе 1 человек был ранен смертельно, и ещё 2 – легко.

По рапорту командира «Ниссин», в 13.37 (12.42) дистанция составляла 9 000 м, для «Микаса» в момент попадания она должна была быть меньше. Калибр попавшего снаряда в японских источниках оценивается как 305-мм (он мог быть выпущен с «Цесаревича» или «Ретвизана», поскольку «Севастополь» и «Полтава» в этот период боя почти не стреляли). Впрочем, не исключено, что это было 254-мм снаряд с «Победы» или «Пересвета» – вертикальный размер одной из пробоин в правом вентиляторе оценивался в 11” (рис. 1).

Попадание №2. 15.01. 254-мм или 305-мм (РК №4, МО №16)

На протяжении следующих полутора часов «Микаса», видимо, не получал новых повреждений, попадания русских снарядов начались вскоре после 15.00, когда японская эскадра после нескольких манёвров оказалась позади и справа русской эскадры, и Того предпринял первую попытку догнать противника.

В 15.01 (14.06) снаряд попал в левый борт, под угольной ямой №30 (в корму от фок-мачты), на 3,7 м ниже ватерлинии. В обшивке образовалось две близко расположенные вмятины (рис. 4): по рапорту командира корабля, одна глубиной 55 мм и диаметром 450 мм, вторая – глубиной 50 и диаметром 400 мм [1, с.4]. В месте попадания были расшатаны 10 заклёпок, слегка деформировался шпангоут. Возникла течь, вода поступала в угольную яму.



Рисунок 4 (кликабельно). Вмятина в борту между шпангоутами 60 и 62

По рапорту командира «Микаса», в 15.02 (14.07) дистанция до противника составляла 8 500 м. В рапорте калибр снаряда оценён в 152-мм, но гораздо более вероятным представляется, что это был 254-мм или 305-мм снаряд.

Попадание №3. 15.05. 305-мм (РК №2, МО №3)

Третий снаряд попал в «Микаса» в 15.05 (14.10), в верхнюю палубу по левому борту, рядом с кормовой башней главного калибра, с направления примерно на 1 румб в нос от траверза. Снаряд пробил верхнюю палубу и разорвался у основания кормовой башни. Осколками и взрывом расположенные рядом офицерский буфет и каюта старшего ревизора были «полностью разрушены». Диаметр пробоины в верхней палубе составил около 2 м [4, c. 6]

Расстояние в момент попадания составляло 8 500...9 000 м, снаряд был, вероятнее всего, выпущен одним из концевых русских броненосцев.

По рапорту командира «Микаса», это попадание имело место в 14.30 (13.35), однако в это время бой практически прекратился, японцы были далеко позади русской эскадры.

Попадание №4. 15.00 или 15.09. 305-мм. (№3 РК; б/н МО)

В 15.00 (14.05) или 15.09 (14.14) снаряд калибром 305-мм, попавший с направления примерно на 1 румб в нос от траверза, пробил навылет верхнюю часть задней дымовой трубы и разорвался в воде по правому борту.

По рапорту командира, входная пробоина имела размеры 1 фут 4 дюйма, выходная – 1 фут 8 дюймов.

Дистанция в момент попадания составляла 8 500...9 000 м.

Следует отметить, что на схеме повреждений задней дымовой трубы (рис. 6), приведённой в книге «Совершенно секретной истории», посвящённой механизмам японских броненосцев, пробоина E2, хоть и обозначенная как «выходная», находится выше пробоины E1 («входной»), и в целом по схеме можно предположить, что снаряд попал в заднюю стенку дымовой трубы с правого борта, иными словами, что это попадание случилось при расхождении контр-курсами между 13.40 и 14.10.



Рисунок 5 (кликабельно). Схема повреждений задней дымовой трубы: пробоина от 305-мм снаряда (попадание №4), повреждение от обломка щита 76-мм пушки №16 (попадание №10), осколочные повреждения в нижней части трубы от попаданий в район грот-мачты

Таким образом, в первой фазе боя у м. Шантунг «Микаса» получил 4 попадания, в том числе как минимум 3 – крупнокалиберными снарядами. Остальные попадания были получены во второй фазе сражения, после примерно двухчасового перерыва.

Попадание №5. 17.40. 305-мм (РК №6, МО №2)

Вторая фаза боя началась, по рапорту командира «Микаса», в 17.37 (16.42) – отставший броненосец «Полтава», концевой в русской колонне, открыл огонь по «Микаса», с расстояния 9 000... 10 000 м. Спустя три минуты 305-мм снаряд пробил главный броневой пояс «Микаса» между носовой башней главного калибра и носовым казематом, чуть ниже ватерлинии. Толщина пояса в месте попадания составляла 178-мм. Из брони была выбита «пробка» в виде усечённого конуса, с диаметром внешнего основания 350 мм и диаметром внутреннего основания 850 мм (рис. 6). Была пробита внутренняя стенка коффердама, повреждены расположенные в месте попадания водяные цистерны №2 и №4, насосная труба цистерны №2. Ниже ватерлинии, под местом попадания, были повреждены 7 заклёпок, соединяющих листы обшивки, возникла течь.



Рисунок 6 (кликабельно). Пробоина в главном броневом поясе

Головная часть снаряда была найдена позади броневой плиты, осколки попали в цистерну №2, повредили переборку между цистернами №2 и №4, однако внутренняя переборка осталась целой, и это позволило избежать серьёзных затоплений.

По рапорту командира «Микаса», в 17.43 дистанция составляла 7 800 м [3, c. 21], по рапорту командира «Сикисима», в 17.40 дистанция составляла 8 300 м [3, с. 68]. Снаряд был, скорее всего, выпущен с «Полтавы», находившейся в этот момент вблизи траверза «Микаса»
По медицинскому описанию, это попадание имело место в 15.01 (14.06).

Попадание №6. 17.43 305-мм (РК №23, МО №4)

В 17.43 (16.48) снаряд, прилетевший с направления примерно на 2 румба в нос от траверза, пробил обшивку носовой надстройки по левому борту (пробоина диаметром около 400 мм [4, с.2]), пролетел через гальюн, пробил внутреннюю перегородку гальюна, дверь в перегородке шкиперской кладовой (пробоина около 700 мм [4, с.3]) и разорвался в этом помещении, полностью его разрушив, крупные осколки пролетели насквозь и пробили обшивку надстройки по правому борту. Рядом с местом взрыва было разрушено помещение для хранения фонарей (пробоина в перегородке около 1 м) , возник небольшой пожар [2, c. 19]. Были перебиты переговорные трубы, связывающие носовую боевую рубку с кормовой башней и казематом №4 (носовой на верхней палубе по левому борту) [1, с. 6].

При этом попадании пострадали 7 человек – в том числе 5 из команды носильщиков раненых, находившиеся рядом с фок-мачтой на верхней палубе (из них 4 получили ожоги). Стоит отметить, что один человек был ранен у 76-мм пушки №10 на верхней палубе по левому борту, расположенной у второй дымовой трубы.

Расстояние в момент попадания составляло около 8 000 м, снаряд был, вероятно, выпущен «Цесаревичем» или «Ретвизаном».
По рапорту командира, снаряд попал в «Микаса» в 19.00, однако это представляется маловероятным.

Попадание №7. 17.45. 305-мм (РК №5, МО №6)

Спустя ещё две минуты крупнокалиберный снаряд попал в офицерскую каюту в корме, ниже средней палубы, примерно у задней кромки барбета главного калибра. Снаряд разорвался сразу за обшивкой, в которой образовалась пробоина диаметром 1,6 м [4, с. 6]. Каюта и расположенный рядом склад провизии были повреждены, осколки снаряда долетели до противоположного борта, пробив внутренние перегородки кают старшего артиллерийского офицера, старшего минного офицера и инженер-механика. В месте взрыва возник небольшой пожар, потушенный находившимся поблизости трюмно-пожарным дивизионом.

Расстояние в момент попадания составляло около 7 500...8 000 м, снаряд был выпущен с корабля, находившегося вблизи траверза «Микаса», т.е., скорее всего, с «Полтавы» или «Севастополя».

Попадание №8. 17.47. 152-мм (РК №15, МО б/н)

В 17.47 (16.52) [2, c.20] снаряд пробил стеньгу грот-мачты, без взрыва.

Снаряд был выпущен с направления вблизи траверза, калибр его в медицинском описании оценён как «254-мм» с пометкой «(?)». В рапорте командира нет данных ни о времени этого попадания, ни о калибре снаряда. Поскольку стеньга не была перебита, снаряд был, скорее всего, 152-мм.

Попадание №9. 17.56-17.58 305-мм (РК №7, МО №8)

Спустя двадцать минут после начала второй фазы боя в кормовой башне «Микаса» произошёл очень сильный взрыв – британский атташе Пэкинхем, находившийся на идущем следом «Асахи» отметил, что поначалу казалось, что взорвался кормовой погреб флагманского броненосца. Причиной взрыва, очевидно, был крупнокалиберный снаряд, задевший ствол правого орудия и ударивший в лобовую броневую плиту чуть вправо от центральной линии, на уровне осей орудий. Броневая плита была расколота (рис. 7).



Рисунок 7 (кликабельно). Фотография расколотой лобовой плиты кормовой башни

Орудие, по-видимому, было заряжено, а удар вызвал «нечаянный» выстрел – в результате ствол правого орудия, повреждённый снарядом, был разорван. Башня оказалась развёрнута к диаметральной плоскости, немного в сторону правого борта, и была заклинена в этом положении. Так же заклинило левое орудие (рис. 8).



Рисунок 8. Фотография кормовой башни "Микаса" вскоре после боя у м. Шантунг. Башня, видимо, всё ещё заклинена. Обратите внимание на угол возвывшения левого орудия

Осколки и обломки причинили многочисленные повреждения верхней палубе и кормовой надстройке.

В результате попадания, по медицинскому описанию, пострадали 22 человека, по рапорту командира – 21. На деле потери, видимо, были несколько меньше (см. ниже, описание попадания №10). Ранения и травмы получили 14 человек внутри башни главного калибра (как минимум 3 – тяжёлые, в т.ч. 2 были впоследствии комиссованы), в том числе – командир башни, член императорской фамилии капитан-лейтенант Хироясу. Одного человека на кормовом мостике убило стволом правого орудия (это был единственный погибший), там же ранило ещё нескольких человек.

Поскольку башню в результате попадания развернуло против часовой стрелки, корабль, выпустивший снаряд, должен был находиться справа от линии огня. В 17.47 «Микаса», до этого обстреливавший «Цесаревич», перенёс огонь на второй корабль русской линии – «Ретвизан» [3, с. 21]. Таким образом, в момент попадания только один русский корабль – флагманский – находился справа от линии огня, и именно «Цесаревичу» можно приписать «авторство» этого попадания.

Расстояние в момент попадания, по рапорту командира корабля, составляло 8 200 м [3, с. 21].

Попадание №10. 18.20, 254-мм (РК№9, МО №7)

Ещё один снаряд попал в левый верхний угол щита 76-мм пушки №16 (на крыше кормового каземата 152-мм орудия по левому борту). Верхняя часть щита была разбита, повреждена сама установка, разбит прицел, станок временно заклинен. Обломки щита повредили верхнюю часть задней дымовой трубы (рис. 5).

Очевидно, что взрыв был достаточно сильным, однако и по медицинскому описанию, и по рапорту командира в результате этого попадания пострадали только 2 человека. При этом и по медицинскому описанию, и по рапорту командира корабля смертельное ранение получил лейтенант (мичман в старом переводе, 中尉) Синагава. Вторым пострадавшим, по медицинскому описанию, был мичман (少尉) Хата – он погиб, причём, как и Сенагава, на шельтердеке. По рапорту командира – тяжёлые ранения получил нижний чин.

Небольшое число пострадавших и расхождение по фамилиям вызывают некоторое удивление. Видимо, часть потерь и в медицинском описании, и в рапорте командира были записаны на другие попадания (в частности, при взрыве в кормовой башне) – и на «попадание-фантом». В медицинском описании упомянуто попадание в «верхнюю треть» задней дымовой трубы в 17.47 (попадание в пушку №16 – в 17.55) – описание этого попадания в рапорте командира отсутствует, и на имеющейся схеме повреждений кормовой трубы его так же нет (рис. 4). Можно предположить, что сильные разрушения и потери в кормовой части корабля привели к появлению в описаниях «фантомного» попадания, а часть потерь от этих попаданий приходится на попадание в 76-мм пушку №16.

Как уже было упомянуто выше, по медицинскому описанию это попадание имело место в 17.55, однако более вероятным представляется время, зафиксированное в рапорте командира корабля – 18.20 – поскольку снаряд попал с направления несколько в корму от траверза. Это мог быть 254-мм снаряд с «Пересвета» или «Победы», выпущенный с расстояния около 7 500 м.

Попадание №11. 18.20 или в 18.30. 152-мм (РК №11, МО№9)

По рапорту командира корабля, в 18.30 (17.35) 152-мм снаряд попал в установку 47-мм орудия на грот-марсе: орудие было разбито, ствол сброшен на верхнюю палубу, щит – в море. Следует отметить, что на фотографии кормовой башни, сделанной вскоре после боя, видны обе 47-мм пушки на грот-марсе (рис. 8).

По медицинскому описанию, в 18.20 (17.25) 152-мм снаряд попал в нижнюю часть грот-мачты с направления на 3 румба в корму от траверза, при этом были причинены поверхностные повреждения.

По рапорту командира корабля, в результате этого попадания были убиты и смертельно ранены 5 человек, ещё 2 человека получили тяжёлые ранения. В медицинском описании потери от попадания в 18.20 не упомянуты. В целом данные из медицинского описания представляются более точными, а упомянутые в рапорте командира потери были причинены другими попаданиями – в частности, лейтенант Хата, упомянутый в рапорте командира как погибший при этом попадании, по медицинскому описанию погиб при попадании в 76-мм пушку №16.

Попадание №12. 18.30. 305-мм (РК №22, МО №5)

В кульминационный момент боя, около 18.30 (17.35), «Микаса», видимо, получил сразу три попадания. Одно из них пришлось в кормовую часть. Снаряд калибром 305-мм с направления примерно на 2 румба в корму от траверза попал в борт на уровне средней палубы. Попадание пришлось в стык борта с внутренней каютной перегородкой, разделяющей кают-компанию и спальню начальника штаба. Снаряд взорвался при прохождении обшивки или сразу после того, как её пробил, полностью разрушив помещение начальника штаба. В обшивке борта образовалась пробоина диаметром около 1,2 м [4, с. 8].

Внутренняя каютная перегородка была повреждена на протяжении 2 м, настил палубы – на протяжении 1 м. Несколько осколков долетели до противоположного борта, справа от кормового барбета был ранен 1 человек.

По медицинскому описанию, это попадание случилось в 17.45 (16.50), однако направление на стреляющий корабль делает версию из рапорта командира корабля более правдоподобной. Снаряд, вероятнее всего, был выпущен с «Полтавы» с расстояния не менее 8 000 м.

Попадание №13. 18.30 305-мм (РК №21, МО №10)

В 18.25 (17.30) [3, с. 41] или 18.30 (17.35) крупнокалиберный снаряд попал в левый борт с направления, близкого к траверзу, примерно на два фута выше средней палубы, в нос от башни главного калибра. Пробив левый борт и среднюю палубу (пробоина «диаметром» 1,5 м), снаряд разорвался в помещениях нижней палубы вблизи и справа от диаметральной плоскости корабля, осколок снаряда (видимо, головная часть) сделал в правом борту одну пробоину размерами 1,5х1,3 м, нижний край которой находился над ватерлинией на высоте примерно 2 фута, и ещё одну, диаметром около 300 мм.

В эти пробоины попадала вода, пробоины были заделаны деревянными щитами. Каюта минных кондукторов, в которой взорвался снаряд, было полностью разрушено, тяжело повреждена расположенная рядом каюта артиллерийских кондукторов. Рядом с место взрыва на протяжении 3,1 м была повреждена вентиляционная труба. В месте взрыва возник  пожар.

При попадании были убиты 2 и ранены 9 из 14 человек трюмно-пожарного дивизиона. По рапорту командира корабля, тяжело были ранены 4 человека, по медицинскому описанию – 2.

В 18.25, по рапорту командира «Микаса», третий корабль русской линии находился на расстоянии 7 500 м от «Микаса». Судя по объёму разрушений, снаряд был 305-мм, и, поскольку прилетел он с направления вблизи траверза, выпустил его, скорее всего, «Ретвизан».

Попадание №14. 18.30 152-мм (РК №16, МО №11)

В 18.30 (17.35) 152-мм снаряд попал в семафор на левом крыле переднего мостика, с направления примерно на 1 румб вперёд от траверза, и разорвался при ударе. Осколками снаряда в 5 местах был повреждён настил переднего мостика, 9 повреждений получила ходовая рубка, прожекторная площадка, опора дальномера.

Самым важным итогом этого попадания стали потери – всего, по медицинскому описанию, в результате разрыва снаряда погибли 7 и были ранены 15 человек. На нижнем мостике были убиты 6 человек – в том числе штурманский офицер, лейтенант («мичман», 中尉) Фудзиса и старший сигнальный кондуктор Фуката – и ранены 10 человек (в том числе помощник штурмана, гардемарин Касима). Среди пострадавших нижних чинов были, главным образом, сигнальщики, два человека – на передаче расстояний.

На верхнем мостике (компасной площадке) пострадали 6 человек, в т.ч. 5 офицеров. Был смертельно ранен офицер штаба, капитан-лейтенант Уэда, ранения различной степени тяжести получили командир корабля, капитан 1 ранга Идзити; флаг-офицер, капитан-лейтенант Огура; мичман Накадзава и гардемарин Хасегава.

Попадание №15. 152-мм, 254-мм или 305-мм. 18.45 или 19.00, (РК №24, МО №12)

В 18.45 (17.50) или 19.00 (18.05) ещё один снаряд задел верхнюю кромку орудийного порта 76-мм пушки №14 на верхней палубе, ударил в станок пушки и разорвался, разбив левую часть щита и сбросив само орудие на палубу. Осколки снаряда вызвали взрыв 23 76-мм патронов, находившихся позади орудия. Шлюпочная палуба над местом взрыва была повреждена и выпучена вверх на протяжении 4 метров, так же была повреждена верхняя (бронированная) палуба над казематом №10. Тяжёлые повреждения получили катера и шлюпки, нижняя часть задней дымовой трубы, вентиляционные раструбы, люк шахты подачи 76-мм патронов. Возник сильный пожар, дым от которого наблюдали на русских кораблях.

В результате погибли 8 и был ранен 21 человек (6 – тяжело, из них 4 были впоследствии комиссованы). Особенно тяжёло пострадала прислуга 76-мм орудий. У пушки №14 погибли 6 человек (в том числе командир средней батареи 76-мм орудий по левому борту, гардемарин Савамото, и все 4 человека из расчёта орудия). У симметричного орудия правого борта, №13, 1 человек был убит и 2 ранены (1 – тяжело), тяжёлые ранения получили все 4 человека расчёта орудия №12 (все они были комиссованы), у орудия №10 были ранены 3 человека (1 – тяжело). Ещё 5 человек получили ранения в расположенном под местом взрыва каземате 152-мм орудия №10 (3 – из расчёта орудия №10, 2 – из расчёта орудия №9). Так же был ранен старший минный офицер корабля, капитан-лейтенант Оямада.

В момент попадания расстояние от «Микаса» до ближайших русских кораблей составляло 5 500... 6 000 м. Калибр снаряда оценить сложно, возможно, это был 254-мм снаряд с «Победы» или «Пересвета».

Попадание №16. 19.00. 152-мм. (РК №29, МО №14)

Около 19.00 (18.00) снаряд пробил борт в кормовой части на уровне средней палубы и разорвался в кают-компании.

В рапорте командира корабля калибр попавшего снаряда оценивается в 152-мм.

Попадание №17. 18.40 или 19.30. 152-мм. (РК б/н, МО №13)

Снаряд калибром 152-мм попал в комингс люка трапа №7 (позади кормовой дымовой трубы на верхней палубе), сделав пробоину диаметром около 500 м.

Осколками этого снаряда были легко ранены 2 человека.

Попадание №18. 19.30, 254-мм, (РК №28, МО №15)

В 19.30 тяжёлый снаряд разорвался при попадании в 152-мм броню под орудийным портом 152-мм орудия №14 (кормовое орудие левого борта на средней палубе), ближе к задней кромке брони. Броневая плита в месте попадания была смещена примерно на 100 мм (рис. 9). В результате повреждения броневой плиты орудие не могло стрелять на 20 и более градусов в корму от траверза [3, c. 35] (угол обстрела орудия –90 градусов в корму от траверза, 30 градусов в нос от траверза).



Рисунок 9 (кликабельно). Схема повреждения броневой плиты каземата №14

Осколками снаряда был разбит телескопический прицел, сделаны выбоины на нижней части ствола орудия, пробита обшивка борта в корму от каземата [1].

Три человека прислуги получили ранения, из них один – тяжёлые [2, c. 33].

Попадание №19. Время неизвестно. 254-мм (РК №30, МО №17)

Крупнокалиберный снаряд попал в нижнюю кромку верхнего 152-мм броневого пояса под 152-мм орудием №14, примерно на 2 фута выше ватерлинии [2, c. 25]. Броневой пояс был пробит (пробоина диаметром 300 мм, рис. 10), плита вогнута (максимальная глубина вмятины около 60 мм, диаметр – 1,75 м).




Рисунок 10 (кликабельно). Пробоина в верхнем броневом поясе

Время этого попадания не установлено, возможно, это был 254-мм снаряд с «Пересвета» или «Победы», который попал в «Микаса» в первый час второй фазы боя, с расстояния в 7 000...8 000 м.

Попадание №20. Время неизвестно. 254-мм (РК №31, МО б/н)

Крупнокалиберный снаряд пробил навылет переднюю дымовую трубу в средней части. Судя по приведённым в рапорте командира сведениям о размере пробоин (входная – 1 фут, выходная – 1 фут 4 дюйма) это был 254-мм снаряд (в рапорте командира калибр оценён как 203-мм («8-дм»)).

Это попадание, видимо, случилось между 18.30 и 19.00, поскольку на имеющейся схеме повреждений передней дымовой трубы – так же вызывающей вопросы – входная пробоина находится ближе к корме, чем выходная, т.е. стреляющий корабль находился позади траверза «Микаса» (рис. 11).



Рисунок 11 (кликабельно). Схема повреждений передней дымовой трубы, в нижней части - осколочные повреждения, видимо, от попадания №6

Попадание №21. Время неизвестно, калибр неизвестен (РК №34, МО б/н)

Попаданием снаряда неустановленного калибра повреждена верхняя кромка передней дымовой трубы (рис.11).

Другие повреждения

В рапорте командира корабля упоминается, что в 19.40-19.50 75-мм снаряд пробил среднюю палубу над казематом 152-мм орудия №10 и разорвался в каземате, причём в каземате были ранены 5 человек из расчётов орудий №10 и №9 – однако, как было отмечено выше, по медицинскому описанию эти люди получили ранения при взрыве боезапаса у 76-мм пушки №14 и, видимо, в данном случае речь идёт о «попадании-фантоме».

Так же в рапорте командира корабля отмечены незначительные повреждения (вмятины) в кормовой части корабля – обшивки ниже ватерлинии и балкона в адмиральском салоне – причинённые попаданиями по касательной.

Обсуждение

Всего, по медицинскому описанию, в «Микаса» попали 22 снаряда – с учётом «фантомного» попадания в верхнюю часть задней дымовой трубы. По рапорту командира, корабль получил 21 прямое попадание – все они отражены выше – два попадания 75-мм снарядами (одно из них «фантомное» в каземате №10) и 2 касательных попадания.

Из перечисленных в тексте 21 попадания 5 пришлись в рангоут и трубы – и во всех случаях снаряды пробивали препятствие навылет без взрыва. Из остальных 17 снарядов, попавших в корпус и надстройки, точно взорвались 15 – автору не удалось установить, взорвался ли снаряд, пробивший главный 178-мм пояс (попадание №5) и снаряд, повредивший обшивку ниже ватерлинии (попадание №2). Распределение попаданий по частям корабля приведено в таблице 1, при этом под «серединой» подразумевается пространство между мачтами (включительно).

Таблица 1 (кликабельно). Распределение попаданий по частям корабля


Распределение попаданий несколько смещено в корму: 6 попаданий в «середину» сконцентрированы между кормовой дымовой трубой и грот-мачтой, и, таким образом, 13 из 21 попадания пришлись в корму от мидель-шпангоута (рис. 12). Это можно считать ожидаемым результатом при стрельбе на большое расстояние по идущими с относительно высокой скоростью кораблю без поправок на ход цели.



Рисунок 12 (кликабельно). Общая схема попаданий (не показаны попадания №№11, 17)

Определение калибра попавших снарядов во много затруднено дефицитом исходных данных, не позволяющих точно надёжно разделять попадания 305-мм и 254-мм. По приведённой выше версии в «Микаса» попали 8 305-мм снарядов, 2 снаряда калибром 305-мм или 254-мм; 4 – 254-мм, 5 – 152-мм, и 2 снаряда, которые можно отнести к любому из трёх калибров. В любом случае, обращает на себя внимание небольшое число попаданий 152-мм снарядами. Объяснить это достаточно сложно. В бою у Ульсана русские 152-мм пушки стреляли более результативно – и, таким образом, списать низкую точность на поломки подъёмных механизмов или отсутствие оптических прицелов сложно. Возможно, высокая концентрация огня по «Микаса» в первый час второй фазы и проблемы с корректировкой стрельбы сказались в первую очередь на точности среднего калибра.

Из полученных кораблём повреждений наиболее важным был, безусловно, выход из строя кормовой башни главного калибра. Остальные повреждения можно отнести либо к «второстепенным», «поверхностным», «декоративным» (хотя и серьёзным), либо к опасным потенциально. Корабль лишился радиосвязи – для компенсации этой потери и передачи приказаний другим отрядам Того пришлось прибегнуть к «услугам» «Асахи». Многочисленные повреждения внутренних помещений, очевидно, существенно затрудняли перемещения по кораблю, разрушения вентиляторов вели к повышению температуры в машинных и котельных отделениях (зафиксирован один тепловой удар), повреждения переговорных труб и телефонных линий затрудняли управление артиллерией. Существовал риск падения грот-мачты – особенно на волнении. Так же корабль имел несколько потенциально опасных пробоин у ватерлинии, однако они не привели к обширным затоплениям и были заделаны – во многом благодаря спокойному состоянию моря, на «цусимской» волне «Микаса» пришлось бы много тяжелее. Единственная пробоина по ватерлинии пришлась напротив водяных цистерн – в итоге обширных затоплений не было, потому что вода в месте попадания уже была.

Наиболее важным фактором снижения боеспособности –не считая потери кормовой башни – были тяжёлые людские потери. Всего на «Микаса» пострадали 125 человек: 33 человека были убиты и умерли от ран, а из 92 раненых 12 были комиссованы. По числу погибших корабль занял почётное пятое место в рейтинге русско-японской для кораблей, оставшихся на плаву: после «Громобоя» (91), «России» (47) и «Иватэ» (40) при Ульсане, а так же «Орла» (41) при Цусиме. По общему числу пострадавших «Микаса» был четвёртым – при этом потери на корабле были близки к потерям на «Орле» (128 пострадавших в бою 14/27 мая).

Управление кораблём было, очевидно, сильно дезорганизовано – пострадали 18 офицеров и уоррент-офицеров. Общий некомплект экипажа (с учётом погибших и отправленных в госпиталь, без учёта потерь в штабе) – 71 человек. Для исправления ситуации пришлось предпринять экстренные меры. Уже 12 августа на «Микаса» временно командировали 3 офицеров и 5 нижних чинов (сигнальщиков) с «Сикисима», «Асахи» и «Фудзи». На следующий день на «Микаса» прибыли ещё 3 гардемарина и 48 нижних чинов с тех же броненосцев.

Так, или иначе, бой при Шантунге стал тяжёлым испытанием для «Микаса», его экипажа и адмирала Того. Следует отдать должное хладнокровию командующего Соединённым флотом. Если от первой попытки «пройти вдоль строя» русской эскадры, после 15.00, он отказался, то во второй раз решил идти до конца – и выиграл. В полном соответствии с великим рецептом победы в морском бою: «Микаса» вёл за собой, коль скоро мог держаться в строю.

Автор искренне благодарен Александру Мартынову и Дмитрию Якимовичу за помощь и поддержку при подготовке этого текста.

Список источников

1. Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи. Часть 1, приложения к тому 6, рисунок №7. C05110049800

2. Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи, часть 7, том 2, глава 5. C05110138400

3. Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи. Часть 1, том 6, приложенные документы. C05110042300

4. Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи. Часть 1, приложения к тому 6, таблица №4. C05110043000.

5. Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи. Часть 1, приложения к тому 6, таблица №9. C05110043500.

6. Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи. Часть 1, приложения к тому 6, таблица №10. C05110043600.


Приложение. Схема повреждений "Микаса" из медицинского описания




Рисунок 13 (кликабельно). Схема попаданий в "Микаса" из медицинского описания: планы шлюпочной и верхней палуб. Места поражения личного состава отмечены кружками (кружок с чёрточкой - место ранения офицера). У стрелок подписаны номера попаданий по медицинскому описания и калибр снаряда в дюймах



Рисунок 14 (кликабельно). Схема попаданий в "Микаса" из медицинского описания: планы средней и нижней палуб.
Tags: русско-японская, снарядный вопрос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal