Задали вопрос. Из числа тех, которые можно назвать "вечными частными": почему на "Микаса" в Цусимском сражении много раненых и мало убитых? Попробую ответить.
Для начала - постановка проблемы. Ниже - сведения о числе погибших (убиты, умерли от ран, умерли в госпитале) и общем числе пострадавших для кораблей 1-го боевого отряда в соответствии с данными "Медицинского описания".
"Микаса" - 8/113.
"Сикисима" - 13/37.
"Фудзи" - 8/30.
"Асахи" - 8/31.
"Касуга" - 7/27.
"Ниссин" - 6/96.
Диспропорция налицо, и с ней, безусловно, хорошо было бы разобраться. Тем более, что проблема даже интереснее. Ниже - сведения о пострадавших на "Микаса" по категориям в соответствии с тем же источником:
Убиты наповал (即死) - 6
Умерли от ран (傷後死) - 2
Умерли в госпитале (入院後死) - 0
Комиссованы после госпиталя (免役官退院) - 6
Излечены в госпитале (治療退院) - 17
Излечены на корабле (艦内治療) - 82.
"Излечены на корабле" примерно соответствует категории "ранены легко". И вот как выглядит раскладка по кораблям 1-го отряда по этой категории:
"Микаса" - 82/113.
"Сикисима" - 14/37.
"Фудзи" - 10/30.
"Асахи" - 15/31.
"Касуга" - 15/27.
"Ниссин" - 73/96.
Таким образом, на "Микаса" убитых было мало, а легкораненых - много, по сравнению с другими кораблями 1-го боевого отряда, за исключением "Ниссин". Случай "Ниссин" мы уже разбирали. Один из выводов - о том, что диспропорция могла быть вызвана иным учётом "поцарапанных" - очевидно, можно взять за одну из рабочих версий для "Микаса".
Другой вывод можно позаимствовать из знаменитого "Аннотированного перечня...". А именно:
на «Микаса», по опыту боя при Шантунге, прислуга 76-мм орудий занимала места по боевому расписанию только непосредственно перед открытием огня, когда расстояние составляло около 4 500 м. Этим можно объяснить и низкие удельные (в расчёте на одно попадание) потери в экипаже «Микаса»: в первой части боя, когда японские корабли получили большую часть попаданий, флагман Того находился от русских кораблей дальше других, и его 76-мм пушки редко открывали огонь.
Очевидно, что гибнут на кораблях в первую очередь люди, не защищённые бронёй, и прислуга 76-мм орудий относится к этой категории. Это позволяет объяснить разницу с "Асахи". На "Асахи" 17 человек пострадали в результате единственного попадания 152-мм снаряда в 14.40 (помните, конечно, у Пэкинхема - "так пал юный Морисита"). При этом 7 человек были убиты, из них 3 - из расчётов 76-мм орудий, которые в тот момент стреляли.
"Сикисима" самое кровавое попадание получил в 15.20 - 305-мм снаряд взорвался на средней палубе, под левым кормовым казематом палубы верхней. Этот снаряд убил 11 и ранил 13 человек. Из прислуги 76-мм орудий и подачи 76-мм патронов убиты были 2, тяжело ранены - 2, легко ранены - 5.
И, хотя мы не брали в рассмотрение корабли 2-го боевого отряда, добавим: на "Адзума" при попадании 305-мм снаряда в правый кормовой каземат вырхней палубы были почти полностью выбиты расчёты двух 76-мм пушек (7 убитых из 8 человек).
Обобщая сильнее, можно сказать: как общее число потерь, так и тяжесть ран пострадавших практически на всех кораблях определялись наличием (или отсутствием) попаданий в "густонаселённые" районы. На "Касуга" 20 человек пострадали (7 убиты) в результате взрыва 305-мм снаряда на верхней палубе, у основания грот-мачты. На "Фудзи" же все погибшие (8) и почти все тяжело раненные (8) пришлись на "то самое" попадание в кормовую башню главного калибра.
И для того, чтобы понять структуру потерь "Микаса", надо оценить, какие же попадания причиняли потери и куда они пришлись. Для этого я рискнул набросать схему (рис.1):

Рисунок 1 - Схема попаданий, нанесших потери экипажу "Микаса". Красным - попадания с правого борта, синим - попадания с левого борта (так же - разрыв орудия в носовой башне). У - убитый, УР - умершие от ран, ТР - тяжелораненые; ЛР - легкораненые.
Схема составлена строго по "Медицинскому описанию...", а точнее: по табличке с поимённым перечнем раненых, которая несколько отличается от перечня попаданий в том же описании и сильно отличается от рапорта командира корабля. В табличке (и на схеме) указаны два попадания в нижний край порта орудия №7, в 16.20 и 16.30, что само по себе маловероятно (не невозможно), и тем более сомнительно, что в 16.15 примерно в то же место, чуть ниже, попал ещё один снаряд. По рапорту командира попаданий в 16.20 и 16.30 не было, было - единственное, в 14.40, в то же место (нижний карй орудийного порта). Так же в табличке упомянуто ранение 4 человек в 15.30 без привязки к попаданию - но все они ранены на верхней палубе, один непосредственно у носовой трубы, а эту трубу в 15.20 как раз пробил русский снаряд. В общем, расхождения есть, но для однородности взял за основу один источник. Тем более, что картина в целом, скорее, ясна.
И она, эта картина, такова. Во-первых, "Микаса" не получил ни одного попадания с большим числом убитых (от 7 до 11 человек, на других кораблях). Иными словами, "Микаса" не получил ни одного "проникающего" попадания в "густонаселённые" места. При этом попадания, нанесшие потери, можно разделить на "нормальные" и "дефектные" - т.е. те, которые дали большое число "лишних".
К числу первых, безусловно, можно отнести попадание в крышу каземата №11 в 14.55 - 152-мм снарядом, по японским данным, хотя не исключено, что снаряд был 305-мм. Потери составили 7 человек, в том числе 2 - убитыми, 2 - тяжелоранеными. Струтура потерь примерно соответствует структуре потерь "Сикисима" (умножив на пять, получим 10/35 - против 13/37) или "Касуга" (умножив на четыре, получим 8/28 - против 7/27). И вот схема этого попадания:

Рисунок 2 - Пробоина в крыше каземата №11 от попадания снаряда в 14.55
Видно, что снаряд взорвался почти в центре крыши каземата, осколки и обломки брони посыпались на голову прислуге орудия. А "дефектным" можно считать попадание в крышу каземата №3 в 14.14 - 9 раненых и ни одного убитого. Это попадание пришлось ближе к задней стенке (большая пробоина на схеме ниже) - а, значит, люди внутри каземата страдали от мелких осколков и обломков:

Рисунок 3 - Пробоины в крыше каземата №3 от попаданий в 14.14 (большая пробоина) и в 14.15 (малая пробоина)
Сравнение попаданий в 14.14 и 14.55 позволяет сделать очень интересный вывод. На первый взгляд это одинаковые попадания - "в крышу каземата с проломом брони" - однако, при детальном рассмотрении, оказывается, что небольшое отклонение в деталях даёт существенно иную структуру потерь.
Так же к числу "дефектных" относится, очевидно, попадание в 14.20 под орудием №5 - 1 убитый, 1 тяжелораненый, 14 легкораненых. Общее число пострадавших удивляет, структура же потерь в целом ясна: снаряд брони не пробил, личный состав пострадал от осколков, влетевших в амбразуру, "прицельные форточки" и т.п., т.е. осколков сравнительно малых с небольшой убойной силой.
Наконец, ещё одно такое попадание - в 14.20 в носовую надстройку - 17 раненых, ни одного убитого. Это попадание можно отнести к иной категории "дефектных": снаряд взорвался не в "густонаселённом" месте (на мостике), а рядом с ним (под мостиком, рис. 4). Осколки пробивали настил мостика, противоосколочную защиту и в целом поражали людей достаточно далеко (в т.ч. в боевой рубке и на переднем мостике). Его интересно сравнить с попаданием в бою у Шантунга: тогда русский снаряд (калибр японцы оценили как 152-мм) попал в семафор на мостике: пострадал 21 человек, из них 7 были убиты или умерли от ран.

Рисунок 4 - Схема попадания снаряда в надстройку в 14.20
Впрочем, взрыв под "населённым" местом тоже может обернуться тяжёлыми потерями. При упомянутом выше попадании в "Сикисима" в каземате над местом взрыва погибли 6 человек - что, вероятно, объясняется характером взрыва: снаряд взорвался при ударе о среднюю палубу, и часть энергии взрыва была отражена вверх. На "Микаса" было два попадание с взрывом под казематами, потенциально тяжёлым было попадание под каземат №7 (рис. 5) - но снаряд взорвался при попадании в переборку (не палубу), и в заполненной угольной яме, что смягчило эффект от попадания. Впрочем, структура потерь от этого попадания по рапорту командира (в данном случае сведения представляются более достоверными) была, скорее, "нормальной": 1 убитый, 1 смертельно раненый, 1 тяжелораненый, 3 легкораненых (иными словами, пострадали почти все люди из расчёта орудия).

Рисунок 5 - Разрушения от попадания 305-мм снаряда под орудие №7
Суммируем. Структура потерь на "Микаса", действительно, существенно отличается от структуры потерь на других кораблях 1-го боевого отряда. Основными причинами этого отличия являются:
- удачное - для "Микаса" - распределение попаданий, без "проникающих" попаданий в населённые места;
- отсутствие "кровавых" попаданий на коротких дистанциях, в тот момент, когда прислуга 76-мм орудий находилась на своих местах по боевому расписанию;
- возможно, более строгий учёт легкораненых.
Иными словами, экипажу "Микаса" повезло. Это может показаться несколько неожиданным, поскольку попаданий корабль получил довольно много (как минимум 31 снаряд калибром от 152-мм, в т.ч. как минимум 6 - 305-мм). Однако даже при кажущемся большим числе попаданий структура потерь может существенно меняться: можно сравнить, например, потери "Лайона" при Доггер-Банке (16 попаданий снарядами 280-мм и 305-мм, 1 убитый, 20 раненых) и Ютланде (13 попаданий 305-мм снарядами, 99 убитых, 51 раненый). При этом разница определялась, главным образом, одним единственным "кровавым" попаданием при Ютланде - в башню Q.