Черчилль, Боркум, "Формидэйбл".
На следующий день после набега Хиппера на Скарборо в Королевском флоте состоялась адмиральская рокировка. Вице-адмирал Льюис Бэйли, командовавший 1-й линейной эскадрой Гранд-Флита, поменялся должностью с командующим Флотом Канала, вице-адмиралом Сесилем Берни. Перестановка должна была иметь далекоидущие последствия.
Бэйли был ярким персонажем. В 1908-1911 гг. он командовал королевским военно-морским колледжем, затем - 1-й эскадрой линейных крейсеров и 3-й линейной эскадрой. Он активно участвовал в разработке планов войны с Германией, был сторонником активных действий у берегов противника - "главным сторонником", по мнению Голдрика - и в первые месяцы войны "бомбардировал" Джеллико наступательными предложениями.
На большом совещании Черчилля и командования Гранд-Флита 17 сентября 1914 г. Бэйли оказался единственным "полевым командиром", поддержавшим предложение Первого Лорда - захватить Боркум. Собственно, сам Бэйли до войны неоднократно предлагал эту идею. В декабре 1914 г. Черчилль продолжал продвигать проект, и назначение Бэйли стало первым реальным шагом на пути к захвату немецкого острова.
Бэйли был готов начать немедленно: "он хочет атаковать Боркум завтра!", написал Фишер - противник идеи - Джеллико 28 декабря 1914 г. И это было так. Бэйли планировал обстрелять Боркум сразу по прибытии на новое место работы - в Ширнесс, в устье Темзы. Эта операция должна была стать ответом на набег Хиппера.
Однако, прежде чем отправиться к Фризским островам, Бэйли решил провести учебные стрельбы. Одна из подчинённых ему эскадр, 6-я линейная, уже находилась в Портленде, где занималась боевой подготовкой. Западная часть Канала считалась безопасной от подводных лодок - их, вообще говоря, не видели в Канале уже месяц - и в конце декабря Бэйли вызвал 6-ю эскадру в Ширнесс, а сам повёл 5-ю линейную эскадру к Портленду.
Бэйли вышел в море утром 30 декабря, его линкоры сопровождали 2 лёгких крейсера и 6 эсминцев - последние шли с эскадрой Бэйли только до Фолкстона. Отпустив эскорт, Бэйли занялся манёврами, продолжавшимися два дня. В новогоднюю ночь 1914/1915 гг. 5-я линейная эскадра держалась к югу от Портленда. Линкоры "Лорд Нельсон", "Агамемнон", "Куин", "Имплекэйбл", "Принс оф Уэллс", "Венерэйбл", "Лондон" и "Формидэйбл" двигались в одной кильватерной колонне, с интервалом 2 кабельтова между кораблями, на скорости 10 узлов, постоянным курсом.
Было полнолуние, и командир обнаружившей британцев U24 едва ли мог рассчитывать на лучшее. Впрочем, сначала он промазал - в 01.58 его целью стал "Куин". Однако небольшая скорость противника позволила повторить попытку примерно через полчаса, и на этот раз одна из пары торпед U24 попала в замыкавший колонну "Формидэйбл". Повреждённый корабль вышел из строя. Командир U24, обнаружив, что британский линкор тонет недостаточно медленно, спустя 45 минут, в 03.10, выпустил по "Формидэйблу" ещё одну торпеду, после чего покинул место атаки. "Формидэйбл" затонул в 04.45, с кораблём погибли 35 офицеров и 512 матросов.
Катастрофа имела серьёзные последствия. Адмиралтейство отстранило Бэйли от командования Флотом Канала 17 января 1915 г. (он требовал создания следственной комиссии, но ему отказали - в случившемся был виноват не только Бэйли). Между тем, 7 января 1915 г. Черчиллю удалось добиться принципиального согласия Адмиралтейства на операцию против Боркума, которая должна была состояться в марте или апреле 1915 г. Совмещённая по времени с началом наступления союзников на Западном фронте, эта операция, теоретически, могла иметь далекоидущие последствия. Однако после отставки - почти позорной - Бэйли Черчилль лишился человека, готового как поддержать план, так и провести его в жизнь. И Мардер, и Граймс сходятся во мнении, что гибель "Формидэйбла" и уход Бэйли стали главной, или, как минимум, одной из главных причин закрытия "проекта Боркум".
Это, с одной стороны, указывает на слабость британского планирования времён Первой мировой. Отсутствие чёткого представления о том, как именно следует вести войну, делало персональные пристрастия ключевым элементом любого проекта - и случайность могла радикально изменить ход событий. В частности, отказ от идеи захвата Боркума способствовал принятию Дарданелльского плана. С другой стороны, можно сказать, что случившееся с Бэйли не было случайностью в полной мере. Человек, в декабре 1914 г. активно поддерживавший операции у немецких берегов, должен был относиться к подводной угрозе... спокойно, как минимум. Бйэли, очевидно, именно так к ней и относился, за что и поплатился.
P.S. Любопытно, что Бэйли, вернувшись на полгода в военно-морской колледж, в июле 1915 г. был назначен командующим силами в Ирландии - иными словами, стал одним из ключевых людей в борьбе с немецкой подводной угрозой. Возможно, это было частью политики "нагадил - убери", в соответстсвии с которой Стэрди послали ловить Шпее после Коронеля.