naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Вершки и корешки

Почти басня.

Испано-американская война на море была большим успехом американского флота. Единственной относительно серьёзной неудачей стали, пожалуй, только плохо организованные и закончившиеся неудачей попытки найти и перехватить эскадру адмирала Паскуаля Серверы по пути на Кубу. Эти действия получили долю критики от современных комментаторов, несмотря на итоговый успех американцев в сражении при Сантьяго-де-Куба.

Акияма Санэюки в 1898 г. был наблюдателем на эскадре контр-адмирала Уильяма Сэмпсона, а в 1905 г. он же был офицером штаба адмирала Того Хейхатиро, человеком, "без которого не разрабатывался ни один план". В какой степени опыт 1898 г. влиял на Акияму, я не знаю, однако факт остаётся фактом: японцы в отношении эскадры вице-адмирала З.П. Рожественского приняли стратегию, радикально отличную от американской. Того не только не попытался "отыскать и атаковать" русский флот у берегов Аннама или у Формозы - что, вообще говоря, сулило немалые выгоды - но даже не попробовал организовать дальнюю разведку и слежение за противником, сосредоточив практически все свои силы в Корейском проливе. Того отдал оперативную инициативу противнику, что привело к известному кризису накануне сражения. Однако, сам факт кризиса долго был скрыт от широкой общественности, а итоговый результат привёл к тому, что действия Того были сочтены в целом правильными.

Рэймонд Спрюэнс не наблюдал Цусиму воочию - он в 1905 г. учился в американской военно-морской академии. Однако позже, в 1926-1927 гг., во время обучения в военно-морском колледже, Спрюэнс работал в "студенческом комитете" по изучению опыта русско-японской войны*, и был соавтором большого доклада по тактике в Цусимском сражении. В июне 1944 г., во время операции по захвату Сайпана, Спрюэнс оказался в положении, аналогичном положению Того и Сэмпсона: ему тоже пришлось выбирать между вариантами "найти и уничтожить" и "подпустить поближе". Спрюэнс выбрал второй - и в данном случае (в отличие от случая с Акиямой) мы точно знаем, что он взял за пример действия Того перед Цусимой. Результатом стала победа - однозначная, но нерешительная, победа, гордится которой по-настоящему Спрюэнс, видимо, так и не научился.

Эту цепочку можно было продолжить до Уияльяма Хэлси и боя в заливе Лейте, но там, всё-таки, перед Хэлси стоял несколько другой выбор. Поэтому остановиться стоит на Спрюэнсе. Если нужен красивый пример на тему "в военном деле нет универсальных рецептов" - то вот он, перед нами. Впрочем, мне больше нравится смотреть на это всё как на иллюстрацию удивительного единства военно-морской истории. Любопытный пример причинно-следственной цепочки длиной в 46 лет.

* Студенты US Naval War College 1926-1927 гг. обучения были разбиты на три комитета, работавших над следующими темами: "Крупные операции британского и немецкого флотов в Первой мировой войне"; "Операции флота в русско-японской войне 1904-1905 гг.", "Трафальгарская кампания Нельсона, включая само сражение". Набор интересен сам по себе, и становится интересен вдвойне, если вспомнить, что в 1926 гг. в СССР вышла книга "Трафальгар, Цусима, Ютландский бой"  за авторством М.А. Петрова, преподавателя и, чуть ранее, начальника академии МС РККА.

Tags: Вторая мировая, русско-японская
Subscribe

Posts from This Journal “русско-японская” Tag

  • Вопросы методологии. Метод "третьего объекта"

    Не очень красивый, но точный заголовок. Упоминание линкоров, в сочетании с упоминанием самолётов и ракет, вызвало живую реакцию. Так бывает почти…

  • Учиться настоящим образом

    Трудный выбор. Одной из главных, и даже, пожалуй, главной проблемой российского флота в войне с Японией было то, что наш флот не был…

  • Поучительная история

    Как интерпретировать снарядный ответ. Завершение снарядного сериала заслуживает развёрнутого комментария. Тема, полагаю, была интересна многим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “русско-японская” Tag

  • Вопросы методологии. Метод "третьего объекта"

    Не очень красивый, но точный заголовок. Упоминание линкоров, в сочетании с упоминанием самолётов и ракет, вызвало живую реакцию. Так бывает почти…

  • Учиться настоящим образом

    Трудный выбор. Одной из главных, и даже, пожалуй, главной проблемой российского флота в войне с Японией было то, что наш флот не был…

  • Поучительная история

    Как интерпретировать снарядный ответ. Завершение снарядного сериала заслуживает развёрнутого комментария. Тема, полагаю, была интересна многим…