naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Я ещё даже не начал драться!

Гениальность Джона Фишера в графической форме.

Если рассматривать гонку как процесс, в котором участвуют как минимум двое - а это, думается, справедливо - то можно сказать: англо-германская гонка морских вооружений началась летом 1905 г. Именно тогда, после четырёх событий - Антанта, Гулль, Танжер, Цусима - немецкий флот стал главным и единственным соперником флота британского. Однако, если рассматривать гонку как процесс, в котором участники - как минимум двое - стараются бежать быстрее, то англо-германская гонка морских вооружений началась много позже. Смотрим на рис. 1.



Рисунок 1. Военно-морские расходы Британии (синяя линия) и Германия (красная линия), млн.фунтов

Прекрасный график. Если расходы Германии на флот практически удвоились между 1904 и 1909 гг. - 10,7 и 20, 6 млн. фунтов соответственно - то бюджет королевского флота в 1909 г. был несколько меньше бюджета 1904 г. - 35,8 против 36,8 млн. фунтов. При этом три года подряд Британия снижала расходы на флот. Именно это обстоятельство - не то, чтобы неизвестное, но не находящееся в фокусе внимания - заставило меня вынести в заголовок знаменитую фразу, которую на самом деле не произносил знаменитый русский адмирал Джон Пол Джонс. Есть основания утверждать, что франко-русский вызов на рубеже веков был для Британии более суровым испытаниям, чем пресловутый немецкий накануне Первой мировой.

Теперь о гениальности Джона Фишера. Его не так уж часто называют мастером финансовой игры, и уж точно мало кто считает, что в этой роли он был сильнее Альфреда Тирпица - а стоило бы. Фишер стал Первым морским лордом под лозунгом снижения расходов на флот, и решил эту задачу успешно. В 1907 г. бюджет Королевского флота составил 0,85 от бюджета 1904  г. При этом меры, принятые Фишером - передислокация сил, списание старых кораблей, кадровая реформа - позволили снизить расходы на флот и одновременно улучшить положение британского флота относительно немцев. И - благодаря  "Дредноуту" и особенно "Инвинсиблу" - завести мину под "план Тирпица". Ещё раз обращаем внимание на рост немецких расходов в 1904-1909 гг., и смотрим на рис. 2.



Рисунок 2. Расходы на военное судостроение в Британии (синяя линия) и Германии (красная линия), млн. фунтов

Первая половина графика - аргумент в пользу Тирпица. Немцы в 1901-1905 гг. наращивают мощь своего флота, сохраняя стабильный уровень расходов. Это и есть "план Тирпица", так и должна была работать его стратегия "Законов". Однако затем ситуация меняется радикально - и происходит это благодаря изобретениям Фишера. С 1907 г. немецкий флот начинает регулярно "вылезать" за рамки оговорённых законами сумм, Тирпицу приходится просить Рейхстаг о дополнительных ассигнованиях, каковые, в свою очередь, покрываются займами - таким образом, хотя кораблестроительные программы и выполняют, финансовое положение Германии ухудшается. В 1906-1908 гг. экономический фундамент "плана Тирпица" был подорван. "Дредноутная революция", которую зачастую считают событием, давшим Германии шанс начать гонку с листа, на самом деле стала катастрофой для немцев.

Может показаться, что данные за 1908-1909 гг. говорят об обратном - Германия смогла выделить на новое судостроение столько же, сколько Британия. И да, в некотором роде эти данные указывают на то, что Тирпиц  "имел основания рассчитывать на...". Тем не менее, при ретроспективном анализе оказывается, что ситуация была иной. Британия не выдохлась - а передохнула. Фишер своевременно взял "финансовый тайм-аут", и, когда потенциал был исчерпан, британцы наконец-то ускорились. Гонка началась по-настоящему в 1909-1910 гг. и, собственно, почти сразу стало ясно, что шансов у Германии немного.

"Фактор "Инвинсибла"" в этом всём был двоякий. С одной стороны, идея Фишера о переходе от крейсеров для патрулирования океанских маршрутов к крейсерам для охоты за рейдерами позволила резко уменьшить число таких кораблей. Если в 1901-1905 гг. в Британии заложили 18 броненосцев и 21 крейсер I класса, то в 1906-1910 гг. - 13 дредноутов и 8 линейных крейсеров. Впрочем, Тирпиц, не желавший пугать Британию крейсерами, этому сильно способствовал. С другой, резкий рост стоимости "больших крейсеров" был особенно неприятен для Тирпица, поскольку при финансовом планировании "Законов" Тирпиц закладывался на то, что крейсер всегда будет существенно дешевле линкора - и, начиная с "Фон дер Танна", это предположение не выполнялось.

Первая мировая война на море была, на самом деле, войной на стапелях - исход противостояния на всех театрах, в конечном итоге, определило число построенных дредноутов. Посему умение адмиралов управлять своими финансами было главным умением в той войне. И поэтому Джона Фишера  можно назвать лучшим адмиралом Первой мировой. Впрочем, для решения таких вопросов есть инструмент голосования.

Лучший адмирал Первой мировой - это...

Фишер
6(20.0%)
Джеллико
4(13.3%)
Битти
1(3.3%)
Стэрди
0(0.0%)
Тирпиц
1(3.3%)
Шеер
3(10.0%)
Хиппер
1(3.3%)
Шпее
1(3.3%)
Сушон
5(16.7%)
Григорович
1(3.3%)
Эбергард
4(13.3%)
Колчак
0(0.0%)
Француз
0(0.0%)
Другой (каменты)
3(10.0%)
Tags: Первая мировая, голосование
Subscribe

  • Вопросы методологии. Метод "третьего объекта"

    Не очень красивый, но точный заголовок. Упоминание линкоров, в сочетании с упоминанием самолётов и ракет, вызвало живую реакцию. Так бывает почти…

  • Краткая теория линейной осторожности

    Дредноуты под ёлкой. Давно хотел обсудить один из самых любимых салонных вопросов: проблему пассивности линейного флота. Она волнует простых…

  • Продуктивный догматизм

    Всё так однозначно. Вопрос о принципе можно назвать центральным вопросом военно-морской философии. Идея поиска вечных и неизменных оснований для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • Вопросы методологии. Метод "третьего объекта"

    Не очень красивый, но точный заголовок. Упоминание линкоров, в сочетании с упоминанием самолётов и ракет, вызвало живую реакцию. Так бывает почти…

  • Краткая теория линейной осторожности

    Дредноуты под ёлкой. Давно хотел обсудить один из самых любимых салонных вопросов: проблему пассивности линейного флота. Она волнует простых…

  • Продуктивный догматизм

    Всё так однозначно. Вопрос о принципе можно назвать центральным вопросом военно-морской философии. Идея поиска вечных и неизменных оснований для…