naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Category:

Идеальный линкор для "живого флота"

Тирпиц мог бы поучиться у итальянцев.

Как мы установили совсем недавно, концепция fleet in being - "живого флота" - была обретена англосаксами, и на самом деле, представляла собой что-то сильно отличное от угрюмого висения на якорых в родной базе. Стратегическое определение идеи дал Джулиан Корбетт, а оперативную концепцию идеально сформулировал Ричард Кемпенфельт. На 13 января 1782 г. идея использования эскадры быстроходных двухдечников выглядела так:

It is highly expedient to have such a flying squadron to hang about the enemy’s large fleet, as it will prevent their dividing into squadrons for intercepting your trade or other purposes, or spreading and extending their ships for a more extensive view. Such a squadron will be always at hand ready to profit from any accidental separation or dispersion of their ships from hard gales, fogs or other causes. They may intercept supplies, intelligence, etc. to them. In fine, such a squadron will be a check and restraint upon their activity, and thereby prevent much of that mischief they otherwise might do.

Иначе говоря

Для такой "летучей эскадры" весьма целесообразным будет держаться за большим вражеским флотом, это не даст им разделиться на эскадры для перехвата вашей торговоли или других целей, или разделить и разослать корабли для разведки. Такая эскадра всегда будет готова извлечь выгоду из любого случайного разделения или рассеяния их кораблей из-за шторомов, туманов или других причин. Она может перехватывать снабжение, депеши и т.п., направленные им. Словом, такая эскадра будет кнутом и уздой для их деятельности, и тем самым предотвратит многие из тех несчастий, которые в противном случае они могут причинить.

В эпоху пара и брони идеи Кемпенфельта на практике - и почти дословно, с поправкой на технические детали - реализовал Вильгельм Сушон. В 1914-1915 гг. "Гебен" и "Бреслау" появлились в Чёрном море, в том числе на виду русского флота, достаточно часто для того, чтобы разделение сил казалось Эбергарду немыслимым. Это, в свою очередь, не давало русскому флоту организовать эффективную блокаду Угольного района и/или Босфора.

В теории же эта идея была положена в основу проекта итальянских броненосцев типа "Регина Елена". Как утверждает Нани Джорджерини - насколько я понял при помощи гугла - при разработке этих кораблей в расчёт принималась возможность столкновения с объединённым англо-французским флотом - точнее, с французским флотом, усиленным британским отрядом. Отчего вдруг итальянцы закладывались на такой сценарий в 1900 г., не очень ясно, однако он исключал сколько-нибудь серьёзные надежды на победу в эскадренном сражении. И итальянцы решили построить "эскадру Кемпенфельта", которая, благодаря превосходству в скорости, не даст противнику свободно пользоваться морем, сможет, по своему выбору, принимать бой или уклоняться от него, вынудит вражеский флот постоянно держаться в море соединённо и, тем самым, заставит противника страдать от "износа и утомления".

Если итальянцы действительно сформулировали всё это так - то стоит отдать должное концептуальности их последних броненосцев. Очевидно, что в Средиземноморской географии, при наличии доступных для атаки жизненно важных коммуникаций противника (Алжир-Марсель; Гибралтар-Мальта) подобная тактика могла быть весьма продуктивна. И броненосцы типа "Регина Елена" вполне под неё подходили - Куниберти успешно справился с задачей создать корабль, превосходящий в скорости вражеские броненосцы, и в боевой мощи - вражеские крейсера. Интересно, что про них думали французы.

Если бы немцы собирались воевать с британцами, то корабли, построенны в соответствии с концепцией "Регины Елены", можно было бы назвать для них идеальным вариантом.


Tags: Первая мировая, линкоры, теория
Subscribe

  • Курица и бомба

    Всё больше философии. Предыдущая запись вызвала неожиданный - для меня - резонанс. Даже Алексей Валерьевич решил порадовать нас как всегда изящными…

  • О ненужности, дороговизне и рационе

    Прямое высказывание. "Ненужно" и "дорого" - ключевые слова дискуссии о флоте в континентальных державах вообще и России в…

  • О военно-технической истине

    Против редукционизма. Техника привлекает большую часть досужего и профессионального интереса к морской войне после 1854 г. - думаю, многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments

  • Курица и бомба

    Всё больше философии. Предыдущая запись вызвала неожиданный - для меня - резонанс. Даже Алексей Валерьевич решил порадовать нас как всегда изящными…

  • О ненужности, дороговизне и рационе

    Прямое высказывание. "Ненужно" и "дорого" - ключевые слова дискуссии о флоте в континентальных державах вообще и России в…

  • О военно-технической истине

    Против редукционизма. Техника привлекает большую часть досужего и профессионального интереса к морской войне после 1854 г. - думаю, многие…