naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Валет Тодзио и тузы Нимица. Часть II

Продолжаем разговор, начатый в минувший четверг.

Четыре флота Нимица

Реализация плана наступления в центральной части Тихого океана, сопряжённая с отмеченными ранее сложностями – снабжение, высадка на обороняемое побережье, столкновения авианосцев с базовой авиацией – требовала создания сразу четырёх сравнительно независимых и, в то же время, крупных соединений.

Нимицу нужен был большой плавучий «обоз». Нимицу нужен был новый десантный флот, включающий в себя не только суда для перевозки войск, но и силы и средства для быстрой высадки под огнём. Нимицу нужен был флот огневой поддержки, способный подавить береговые батареи и отбить атаки базовой авиации на десантные корабли и суда. И, наконец, Нимицу нужен был «боевой флот» (именно так, в этом контексте, лучше перевести battlefleet), способный выиграть сражение с базовой авиацией до начала высадки и нанести, в случае необходимости, поражение главным силам Соединённого флота.

На практике это выглядело так. В день высадки на Сайпане, 15 июня 1944 г., силы 5-го флота включали в себя боевой флот (TF58) и десантный флот (TF51), разделённый, в свою очередь, на два соединения: TF52, целью которого был Сайпан, и TF 53, которое должно было атаковать Тиниан (эту операцию отложили после обнаружения сил Соединённого флота, в предвидении генерального сражения). В состав TF52 входили, помимо других, две группы огневой поддержки (TG52.10, TG52.17), две группы авиационной поддержки (TG52.14, TG52.11), три основные десантные группы, на борту кораблей которых находились 2-я и 4-я дивизии и 2-й полк морской пехоты (TG52.3, TG52.4, TG52.8), «тракторную» флотилию (TG52.5) и тактической группой эсминцев охранения для десантных судов (TG52.12). Кроме того, непосредственное участие в атаке Сайпана принимала резервная десантная группа с 27-й пехотной дивизией (TG51.1). И, наконец, для нужд операции была создана группа дозаправки (TG50.17). В состав этих групп входили следующие корабли основных боевых классов:

TF58: 7 авианосцев и 8 лёгких авианосцев (905 самолётов), 7 линкоров, 13 крейсеров, 58 эсминцев;

TG52.10, TG52.17: 7 линейных кораблей, 11 крейсеров, 26 эсминцев, 2 быстроходных «эсминца-транспорта», 1 «эсминец-гидроавианосец», 2 эсминца-тральщика;

TG52.14, TG52.11: 8 эскортных авианосцев (193 самолёта), 12 эсминцев;

TG52.3, TG52.4: 33 десантных транспорта, 4 десантных корабля-дока;

TG52.5: 40 танкодесантных кораблей.

TG52.8: 6 «эсминцев-транспортов»;

TG52.12: 15 эсминцев; 2 «эсминца-транспорта»;

TG51.1: 21 десантный транспорт, 7 танкодесантных кораблей; 7 эсминцев, 16 эскортных миноносцев;

TG50.17: 4 эскортных авианосца, 24 танкера, 4 госпитальных судна, 8 эсминцев, 14 эскортных миноносцев.

Приведённый выше перечень, скорее всего, содержит некоторые неточности – потому что у американцев было очень много кораблей – и при этом даёт лишь частичное представление о размерах американского флота. Так, в составе упомянутой мельком TF53 числились 4 линкора, 6 крейсеров, 5 эскортных авианосцев, 48 эсминцев и соответствующее число десантных кораблей и транспортов. Танкерная группа, в свою очередь, был всего лишь верхушкой логистического айсберга. Наконец, в южной части Тихого океана, в составе 7-го флот Кинкейда, который обеспечивал начавшуюся чуть ранее высадку на остров Биак, было ещё 5 крейсеров (в т.ч. 1 британский и 1 австрилийский) и 31 эсминец (2 австралийский).
Это, с одной стороны, подчёркивает масштабность американской задачи. С другой – позволяет объяснить удивительный, на первый взгляд, факт. При том, что соотношение военно-экономических потенциалов Японии и США составляло, по разным оценка, от 1:7 до 1:10, непосредственное соотношение сил во время генерального сражения в Филиппинском море было совсем другим – см. табл. 1.

Табл. 1. Соотношение сил в сражении в Филиппинском море

Следует отметить, что «боевой флот» и силы огневой поддержки десанта не были жёстко отделены друг от друга. Накануне сражения Спрюэнс «позаимствовал» у Тёрнера 8 крейсеров и 21 эсминец, при этом, планы действий в случае генеральной баталии предполагал что в сражении примут участие и старые линейные корабли – в Филиппинском море Спрюэнс отказался от этой идеи, оставив старые линкоры в зоне высадки на тот случай, если часть японского флота сможет обойти TF58 с фланга. Тем не менее, соотношение сил «в поле» отнюдь не соответствовало не только соотношению экономик Японии и США, но даже общему соотношению сил флотов: по числу кораблей и численности личного состава. Асимметричные преимущества японцев в значительной степени компенсировали численное превосходство противника.

Двукратного превосходства, имевшегося у американцев, было вполне достаточно для того, чтобы одержать решительную победу – в том случае, если бы речь шла о классическом линейном бое. Однако американцы и японцы должны были сойтись в воздушно-морском сражении.

Чудо-оружие

Выдвигая возражения против наступления в центральной части Тихого океана, генерал МакАртур преследовал личные и ведомственные интересы – тем не менее, указывая на опыт Мидуэя, он был, во многом, прав, а его идея созвучна идеям адмиралов. Накануне Второй мировой теоретики ведущих авианосных держав – США, Японии и Великобритании – независимо, но единогласно пришли к выводу о том, что палубные истребители не могут обеспечить надёжной защиты своих авианосцев. Существовавшие средства обнаружения и связи не позволяли своевременно обнаружить приближающиеся ударные самолёты и навести на них достаточное число истребителей.

Из этого следовали важные тактические выводы. Господство в воздухе над полем морского боя должны были завоёвывать не истребители, а ударные самолёты, уничтожив вражеские авианосцы. Сторона, первой обнаружившая противника и сумевшая нанести удар до взлёта ударных самолётов противника, получала решительное преимущество. Сторона, использующая авианосцы для поддержки десантной операции, оказывалась в заведомо невыгодной ситуации – её авианосцы обнаружить было сравнительно легко.

Все эти соображения играли против японцев при Мидуэе – и должны были сыграть против американцев в Филиппинском море. При этом на стороне командующего «Первым мобильным соединением» Одзавы Дзисабуро имелось ещё одно важное преимущество, которое вполне осознавал его противник. Командующий TF58 Марк Митшер в плане, составленном накануне сражения, писал:

Двигаясь со скоростью 25 узлов от своих баз на южных Филиппинах, японские авианосцы будут на расстоянии атаки от наших сил через 50-58 часов после выхода из баз. Несмотря на наше превосходство в кораблях всех классов, такие действия не означают, что вражеские авианосцы будут подвергаться чрезмерному риску. Их палубные самолёты имеют большую дальность полёта, чем наши тех же классов. Противник может поднять в воздух свои авиагруппы на расстоянии 250 миль от наших кораблей. Существует высокая вероятность атак с расстояний, больших, чем те, с которых противник атаковал в прошлом. Если такая атака будет успешной, противник может послать свои линкоры и крейсера для атаки наших транспортов.

Митшер предугадал планы противника. Одзава хотел атаковать TF58, оставаясь за пределами радиуса действия американских самолётов. Более того, в сражении 19 июня 1944 г. он сумел это сделать: японские авианосцы оставались недосягаемыми для американских ударных самолётов, они остались даже за пределами радиуса американского авиационного поиска. Если бы такое сражение состоялось летом 1942 г., американцы потерпели бы катастрофическое поражение. Имеющихся у Одзавы сил было достаточно для того, чтобы если не утопить, то вывести из строя большую часть американских авианосцев, пусть и ценой тяжёлых потерь в самолётах.

Летом 1944 г. ситуация была иной. К этому времени американцы – при помощи британцев – совершили настоящую революцию в организации противовоздушной обороны авианосных соединений. Новые радиолокаторы, в т.ч. определяющие высоту полёта самолётов; четырёхканальные УКВ-радиостанции; круговые индикаторы РЛС и, наконец, новая система сбора, обработки и представления собранных данных, реализованная в боевых информационных центрах (БИЦ), радикально изменила тактику авианосных сражения. Как отметил Уильям Диксон:

В 1942 г. рейд мог быть перехвачен на расстоянии 25 миль и в некоторых случаях пикирующие бомбардировщики начинали пикировать до того, как были атакованы. В этом сражении большинство японских самолётов перехватывались на расстоянии около 60 миль и им было необходимо отбивать атаки перехватчиков на протяжении 15 минут, прежде чем они могли добраться до американских кораблей. Задача была практически невыполнимой...

Фактически, американцам удалось создать настоящее «чудо-оружие» – систему, радикально изменившую тактику боя и сделавшую практически бесполезным главное оружие их противника. Во-первых, новая система ПВО сделала возможным наступление в центральной части Тихого океана – без неё американские авианосцы не смогли бы отбивать атаки базовой авиации, и наступление Нимица захлебнулось бы в крови в самом начале. И эта система дала американскому флоту решительный перевес в авианосном сражении, скомпенсировав преимущества противника.

Счастливая колода

Впрочем, как бы ни была эффективна американская система управления истребителями боевого воздушного патруля, радары и радиостанции сами по себе самолёты не сбивают. Американскую ПВО всё-таки можно было насытить и прорвать. Собственно, из 81 самолёта первой ударной группы к американским кораблям прорвалось около 40. При этом важны не отонсительные, а абсолютные показатели – будь в первом японском «страйке» 120 самолётов, к цели прорвались бы 80.

Было ли иное соотношение сил возможным? В 1944 г. – было. На пути от Таравы до Лейте Нимиц использовал «колоду» из 10 авианосцев и 9 лёгких авианосцев, при этом ему ни разу не удалось сосредоточить более 16 кораблей для одной операции (табл. 2).

Таблица 2. Авианосные силы в крупнейших операциях «Тихоокеанского наступления»



Самое время снова обратиться к тексту Энтони Тулли. Нельзя не согласиться с простым утверждением автора «Сломанного меча»: потеря 4 японских авианосцев выглядит чем-то незначительным на фоне общих сведений о числе построенных в США авианосцев. Однако картина меняется, если сопоставить это число с данными табл. 1 и 2. Взяв за основу предположение Тулли – «японцы выигрывают Мидуэй всухую» – мы увидим: такая победа обеспечила бы им равенство в силах в ноябре 1943 г., и примерное равенство – летом 1944 (у американцев было бы два «лишних» лёгких авианосца).

Таким образом Мидуэй был важным в количественном отношении событием. В конечном итоге, японцы имели 6 больших авианосцев в начале войны. В 1944 г. им удалось ввести в строй ещё 5 – таким образом, общий авианосный ресурс «Соединённого флота» составил 11 флотских авианосцев. И больше трети этого ресурса японцы потеряли при Мидуэе.

Второй фронт

Наконец, стоит обсудить ещё два фактора, повлиявших на неудачный для японцев исход генерального сражения. Первый – относительно низкий уровень подготовки пилотов, отправившихся в бой 19 июня 1944 г. Второй – выбор времени для такого сражения. Эти два фактора связаны между собой.
Можно утверждать, что наиболее благоприятные обстоятельства для японской контратаки сложились в самом начале наступления Нимица. Из табл.2 видно, что в ноябре 1943 г. американские авианосные силы были сравнительно невелики. Более того, новая система ПВО ещё не была отлажена, не все корабли имели новые радары, а люди ещё не получили должного опыта. За первые три месяца боёв японским базовым торпедоносцам трижды удавалось добиться успеха – 20 ноября авиторпеду получил «Индепенденс», 4 декабря – «Лексингтон», а 17 февраля – «Интрепид». Таким образом, в начале кампании японцы могли рассчитывать на предварительно ослабление противника.

Адмирал Кога Минэти, принявший «Соединённый флот» после смерти Ямамото Исороку, хотел дать генеральное сражение как можно раньше. В сентябре-октябре 1943 г. он дважды выходил в море в попытке атаковать американские авианосные соединения, наносившие «размягчающие» удары по японскому оборонительному периметру, однако перехватить противника не удалось. С началом наступления Нимица задача упростилась – теперь американцев не нужно было «ловить». Но 20 ноября 1943 г. Кога не был готов к генеральному сражению.

Причиной тому стали события на юго-западном «фронте». В октябре 1943 г. Кога, в попытке остановить продвижение сил МакАртура, отправил на юг, в Рабаул, авиагруппы 1-й дивизии авианосцев. Такую же попытку чуть ранее, весной 1943 г., предпринял Ямамото. Результат в обоих случаях оказался для японцев печальным. Крупных потерь противнику нанести не удавалось, авиагруппы несли потери. В итоге 20 ноября 1943 г., когда американцы атаковали Гилбертовы острова, 1-я дивизия авианосцев вообще не имела самолётов, а 2-я занималась боевой подготовкой в Сингапуре.
Это, с одной стороны, лишний раз подчёркивает опасность стратегических колебаний: ожидая решительного сражения с американцами, Ямамото и Кога, тем не менее, оказались не способны в полной мере выдерживать стратегию «сбережения сил». С другой стороны, это указывает на важность наличия второго стратегического направления американского наступления. И снова заставляет обратиться к событиям 1942 г.

Контрнаступление в юго-западной части Тихого океана стало возможным только благодаря победе американского флота у Мидуэя. Причём в данном случае важно было не только то, что американцы утопили 4 японских авианосца – но и то, что они сохранили 2 своих. Без «Энтерпрайза» и «Хорнета» высадка на Гуадалканале 7 августа 1942 г. не была бы возможна. Эти два корабля составили основу американского соединения в бою у о. Санта-Крус, наконец, «Энтерпрайз» сыграл важную роль в сражении 12-15 ноября 1942 г.

Заключение

Первую половину двадцатого века принято считать эрой тотальных войн. Это верно – но с важными оговорками. Войны с ограниченными целями велись и в это время. Что ещё важнее: поскольку США не сталкивались с экзистенциальными угрозами, для них «ограниченными» были даже войны мировые. В том числе – войны на Тихом океане, против Японии.

В сочетании со спецификой американского общества это создавало серьёзные политические трудности. Даже не поражение, а «всего лишь» жестокий бой на берегах Таравы обернулся скандальными заголовками «Нью-Йорк Тайм» и «Вашингтон Пост», гневными письмами солдатских матерей в адрес Нимица и слушаниями в Конгрессе. Американцы не были готовы терпеть до конца, что делало необходимой сравнительно быструю и бескровную победу.

Единственной возможностью достижения такой победы было наступление в центральной части Тихого океана. Выбор этого направления обеспечивал максимально быстрое движение в западную часть Тихого океана, установление морской блокады и организацию воздушного наступления на Японию. Кроме того, он лишал японцев возможности снабжать или эвакуировать гарнизоны атакованных островов так, как они делали это в юго-западной части Тихого океана в 1942-1943 гг. и так, как они делали это во время Филиппинской кампании. Наконец, японцы лишались возможности  эффективно использовать свои надводные силы – эсминцы и крейсера с «лонг лэнсами» – против американцев.

Результатом стали мизерные потери американского флота. В течение 11 месяцев от начала наступления в центральной части Тихого океана и до высадки в заливе Лейте (20 ноября 1943 г. – 17 октября 1944 г.) американский флот потерял на Тихом океане 3 корабля основных классов: эскортный авианосец, эсминец и эскортный миноносец. Японцы за это же время потеряли 2 авианосца, 1 лёгкий авианосец, 3 эскортных авианосца, 8 лёгких крейсеров и 33 эсминца.

В то же время наступление в центральной части Тихого океана было сопряжено с чрезвычайными сложностями. Создание сил и средств для преодоления этих сложностей – сил и средств, которые не были нужны японцам, и были необходимы американцам – во многом скомпенсировало десятикратный перевес американцев в военно-промышленном потенциале.

Благодаря этой компенсации японцы могли рассчитывать на относительно благоприятное соотношение сил в генеральном сражении, умноженное на существенные тактические преимущества. Победа в таком сражении, имевшем важное значение и для американцев, могла поставить под сомнение американский план наступления – и помочь японцам решить основную задачу: заставить американцев сесть за стол переговоров. Однако тактические преимущества были компенсированы американскими технологиями, а соотношение сил было во многом ухудшено в результате побед американцев в 1942 г.

Валет Тодзио был бит в июне 1944 г. После того, как генеральное сражение закончилось поражением (пусть и не решительным), а Сайпан был захвачен американцами, кабинет Тодзио ушёл в отставку. Хотя это и не означало, что к власти в Токио пришли «голуби» (в конце концов, стратегия «камикадзе» была принята в октябре 1944 г.), однако падение Тодзио означало «начало конца».

Этого результата Нимиц достиг за 8 месяцев. На пути к успеху командующий Тихоокеанским флотом США использовал несколько козырей. Промышленная мощь позволила ему создать «четыре флота», необходимых для успеха предприятия. Технологическая сила обернулась созданием «чудо-оружия»: новой системы противовоздушной обороны, сделавшей неэффективной традиционную тактику японской палубной авиации и позволившей выдержать напряжение атак камикадзе. Нимиц использовал свои возможности агрессивно и решительно, начав наступление как можно раньше и поддерживая максимально высокий темп операций – считаясь даже с неизбежным уменьшением ударной мощи TF38/58. Наконец, в 1944 г. Нимиц пожинал плоды своих успехов в 1942 г., лишивших японцев значительной части «авианосного ресурса» и позволивших втянуть противника в дополнительную изнуряющую кампанию на направлении, которое в 1944 г. стало вспомогательным.

В конечном итоге, решение Японии начать войну против США оказалось чудовищной ошибкой. Однако оно не было чистым безумием изначально: у японцев были крупные козыри, им было, на что рассчитывать. Война на Тихом океане представляла собой процесс последовательной и не неизбежной "фальсификации" предположений, явно или неявно составлявших основу японской стратегии.
Tags: Вторая мировая, авианосцы
Subscribe

Posts from This Journal “авианосцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

Posts from This Journal “авианосцы” Tag