Актуальная аналитика.
Весной с.г. состоялось сразу несколько важных собыйти в истории современного китайского флота. Самым ярким стал грандизозный смотр китайского флота 12 апреля, который, говорят, видели даже из космоса:

Другим эпохальным событием стали заводские испытания первого авианосца китайской постройки.
Ну а самое интересное случилось в промежутке между этими событиями: начавшиеся сразу после парада учения китайской авианосной ударной группы в Южно-Китайском море.
Состав группы
Это был второй поход "Ляонина" в Южно-Китайское море, первый состоялся в декабре 2016 г. На этот раз вместе с "Ляонином" учились шесть боевых надводных кораблей, 4 эсминца и 2 фрегата:
эсминец типа 052D Xiamen (厦门), бортовой номер 154;
эсминец типа 052С Changchun (长春), бортовой номер 150;
эсминец типа 052С Zhengzhou (郑州), бортовой номер 151;
эсминец типа 052С Jinan (济南), бортовой номер 152;
фрегат типа 054А Yantai (烟台), бортовой номер 538;
фрегат типа 054А Linyi (临沂), бортовой номер 547.
В 2016 г. в состав группы входили 3 эсминца, 2 фрегата, 1 корвет. Изменения в составе сил сопровождения "Ляонина" можно назвать "косметическими". В целом, с поправкой на учебно-боевой характер всего, происходящего, можно отметить противовоздушный "уклон" сил сопровождения. Ограниченные возможности в борьбе с подводными лодками считаются слабым местом китайского флота. Между тем, ни состав сил охранения, ни состав авиагруппы "Ляонина", ни - забегая вперёд - сценарии учений пока не указывают на то, что китайцы сосредотачивают внимание на подводной угрозе.
Техническая задача: оптимизация ангарно-палубных операций
В одном из интервью старший офицер "Ляонина" отметил, что среди главных задач учений было "повышение эффективности палубных и посадочных операций". Любопытно, что при этом он использовал термины "ranging and recovering". Американцы для описания процесса размещения и перемещения самолётов по палубе авианосца используют термин "spotting", а "ranging" - слово, характерное для британского флота. Использование этого термина старшим офицером "Ляонина" может указывать на то, что китайцы внимательно изучают не только американский, но и британский опыт - достаточно внимательно для того, что позаимствовать соответствующий профессиональный сленг.
Следует так же заметить, что организация взлётно-посадочных операций на "Ляонине", по-видимому, существенно отличается от организации палубы "Адмирала Кузнецова". И все эти отличия указывают на желание повысить темп. Первое видимое отличие: размещение самолётов перед началом "лётной смены" не только вокруг "острова", но так же в кормовой части и по левому борту:

Второе интересное отличие - парковка готовых к взлёту самолётов сразу за газоотбойным щитом. Это было хорошо заметно на фото- и видео первого похода "Ляонина". В этот раз соответствующих кадров почти не было - за исключением кадра из репортажа, посвящённого параду 12 апреля:

Наконец, третья особенность - парковка самолётов сразу после посадки в носу, за трамплином. Процедура похожа на американскую практику времён Второй мировой.

Дать количественные оценки результатам китайских усилий сложно. На основе имеющихся материалов можно сделать вывод, что они могут формировать группы из пяти J-15, а на одной фоторгафии можно заметить сразу 8 относительно недавно севших самолётов, из числа которых три припаркованы у острова, и пять - у трамплина.
Тактическая задача: организация противовоздушной обороны
Одним из самых интересных видео, посвящённых второму походу "Ляонина", стал репортаж CCTV+, опубликованный 18 апреля:
В репортаже, помимо прочего, говорится о том, что палубные истребители отрабатывали взаимодействие с истребителями базовыми и, что ещё интереснее - базовыми самолётами дальнего радиолокационного обнаружения. При этом речь шла о "создании и поддержании системы противовоздушной обороны", иными словами - отрабатывались операции боевого воздушного патруля. Стоит добавить, что милый китайский лётчик, даваший интервью на английском, так же выдал важный государственный секрет. Вот здесь, описывая обычную для себя процедуру, он говорит: "ты взлетаешь, поднимаешься в воздух, летишь среди красивых облаков, присоединяешься к товарищам и ввязываешься в собачью драку". Это - слова лётчика-истребителя.
На этот раз - в отличие от учений в декабре 2016 г. - с палубы "Ляонина" не взлетали J-15 с противокорабельными ракетами. В процессе совершенствования авианосной доктрины китайцев, похоже, немного снесло в соторону "плавучей базы истребительной авиации". Мои выводы относительно ударных возможностей китайского авианосца были поспешными. В то же время и говорить о том, что ударные миссии исключены из арсенала, преждевременно: на видео, посвящённом инциденту с J-15 летом 2017 г. (в двигатель попала птица, пилот посадил горящий самолёт), китайцы снова летали с YJ-83.
Заключение
Наиболее интересным вопросом остаётся вопрос об оперативном назначении "Ляонина". Определённой информации в этом отношении нет. Исходя из сценария апрельских учений, можно сделать три предположения. Во-первых - и этот вариант кажется наиболее реалистичным - "Ляонин" и тот, второй, могут рассматриваться как средство обеспечения господства в воздухе в случае конфликта вокруг островов Спратли, не обязательно очень горячего конфликта. Во-вторых, авианосцы могут служить средством обеспечения истребительного прикрытия для действий базовой авиации - ракетоносной и противолодочной. В-треиьих - здесь необходимо допустить, что китайцы многое заимствуют из советской практики - "Ляонин" может обеспечивать развёртывание стратегических подводных лодок с секретной базы на Хайнане, будь то патрулирование в Южно-Китайском море (против Индии) или даже попытка прорыва в Тихий океан через Лусонский пролив (против США).
В любом случае, нельзя не отметить очевидный и значительный прогресс китайской авианосной программы. Военно-морские силы Народно-Освободительной Армиии Китая вырастили удивительный гибрид, с учётом американского, британского и советского опыта и технических решений. В то же время нельзя не отметить большой перерыв между первым и вторым походами "Ляонина" (15 месяцев), как и тот факт, что сразу по завершении учений первый китайский авианосец отправился на судостроительный завод в Даляне. Не всё так просто.
Большое спасибо ув.