naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Category:

Лучше поздно

В каментах снова возник вопрос "позднего Шантунга". Попробуем ответить, попутно устранив допущенные ранее неточности.

Ключевым, с точки зрения перспектив прорыва русской эскадры из Порт-Артура осенью 1904 г., является вопрос о состоянии японского флота и восприятии ситуации японским командованием. С первым ясности чуть меньше, со вторым - чуть больше. Начнём с более ясного.

Известно, что японцы волновались по поводу балтийских подкреплений с самого начал войны. Волнение достигло пика в начале ноября (н.ст), после того, как главные силы 2 ТОЭ вышли из Танжера (21 октября/3 ноября ушёл отряд Фелькеразам, 23 октября/5 ноября - Рожественский). На следующий день, 24 октября/6 ноября, Х.Того через своего начальника штаба запросил у зам.главы МГШ Г. Идзюина комментарии по этому важному поводу. В ответе МГШ, отправленном на следующий день, ключевой была оценка темпов движения русской эскадры: в штабе посчитали, что 2 ТОЭ может появиться у формозы в "начале января 1905 г." (н.ст), при этом, по мнению МГШ, кризис мог возникнуть даже раньше, в декабре. Начальник МГШ, Ито, предложил Того понемногу посылать корабли для ремонта в Японию. И если в сентябре Того от этого предложения отказался, то теперь отправил чиниться первую партию кораблей: "Асахи" (7 ноября), "Такасаго" (9 ноября) и "Акицусима" (8 ноября).

Таким образом, обмен телеграммами в начале ноября был подкреплён реальными действиями. Для Того, привыкшего действовать наверняка (что и принесло ему успех), отправка в Японию "Асахи", очевидно, была тяжёлым решением: после этого у него осталось 3 броненосца и 9 305-мм орудий, в то время как противник мог, в теории, выставить пять броненосцев - и 20 орудий калибром 305-мм и 254-мм.

Следующий обмен мнениями, в середине ноября 1904 г., был ещё более драматичным. В телеграмме от 4/17 ноября 1904 г., отправленной из "главной квартиры" на имя начальника штаба Того, контр-адмирала Симамура, содержалась информация о движении 2 ТОЭ и сделанная ранее оценка возможных сроков прибытия её на Дальний Восток - "у Формозы в начале января". Далее шло драматичное, процитируем "О.В.Д. на море в 37-38 гг. Мэйдзи":

Между тем, наш Соединённый флот для восстановления своей боевой силы, хотя бы работы велись днём и ночью, всё-таки потребует на ремонт 2 месяца. Поэтому, хотя до конца ноября положение под Порт-Артуром и оставалось бы без перемен, тем не менее наш флот, оставив блокаду, должен вернуться в японские порта.

После этого Того командировал офицера своего штаба к Ноги, чтобы обрисовать последнему ситуацию. Возможно, всё это было попыткой шантажа армии. Часть японских сил, в том числе "Микаса" и "Фудзи", оставались у Порт-Артура до конца осады. Что же касается оценки времени, необходимого на ремонт кораблей Соедиённого флота, то её можно сопоставить с реальными сроками ремонта кораблей 1-го и 2-го боевых отрядов:

"Микаса" - 45 дней (декабрь 1904 г. - февраль 1905 г.)

"Асахи" - 13 дней (ноябрь 1904 г.)

"Сикисима" - 24 дня (декабрь 1904 г.)

"Фудзи" - 43 дня (декабрь 1904 г. - февраль 1905 г.)

"Касуга" - 36 дней (декабрь 1904 г. - январь 1905 г.)

"Ниссин" - 40 дней (январь - февраль 1905 г.)

"Идзумо" - 21 день (декабрь 1904 г. - январь 1905 г.)

"Иватэ" - 59 дней (декабрь 1904 г. - февраль 1905 г.)

"Якумо" - 35 дней (декабрь 1904 г. - январь 1905 г.); 13 дней (март-апрель 1905 г.)

"Адзума" - 19 дней (декабрь 1904 г.), 41 день (март-апрель 1905 г.)

"Асама" - 20 дней (декабрь 1904 г.)

"Токива" - 23 дня (ноябрь-декабрь 1904 г.), 12 дней (февраль 1905 г.)

Таким образом, оценка японского МГШ была близка к истине. При этом обращают на себя внимание сравнительно большие сроки ремонта "Фудзи", "Ниссин", "Касуга", "Якумо" - эти корабли, в отличие от "Микаса" и "Иватэ", не имели серьёзных боевых повреждений. Таким образом, можно предположить, что у них были наибольшие проблемы с состоянием машинно-котельной установки. Все мы слышали историю о том, как полгода нахождения в четырёхчасовой готовности "убили" машины "Новика". У японцев ситуация была много хуже: их крейсера ежедневно ходили в море, а броненосцы в лучшем случае были в том же положении, что и "Новик". Более того: бой при Ульсане, ставший непосредственным следствием боя при Шантунге, позволил японцам снять часть сил с охраны Корейского пролива и, тем самым, облегчить положение кораблей, блокирующих Порт-Артур. Не будь боёв в июле и августе, всё было бы для японцев ещё и много хуже.

Взглянув на это глазами "альтернативщика", можно однозначно утверждать: 1 ТОЭ следовало "терпеть до последнего". И этим "последним" был момент взятия Высокой. Если бы наша эскадра вышла на бой 22 ноября/5 декабря, японцам пришлось бы очень тяжело.

С точки зрения русской возникают два ключевых вопроса. Первый и очевидный - это последствия попаданий сначала 120-мм и 152-мм, а потом и 280-мм снарядов. Однако в этом отношении и русская официальная история, и даже Вирен, в общем-то, единодушны: гаубичные обстрелы были неприятны, но терпимы. Критических последствий не имели даже 19 попаданий 280-мм снарядов в "Пересвет" в сентябре. Второй вопрос - дефицит людей, снарядов и орудий, связанный с необходимостью участия в обороне крепости. Эту проблему, очевидно, можно было решить "по-большевистски", заранее определиво состав "Действующего отряда кораблей", которому следует прорываться во Владивосток ("Цесаревич", "Ретвизан", "Победа", "Пересвет", "Баян", "Аскольд", "Новик") и использовать остальные корабли для "каннибализации" как в интересах ДОТа, так и в интересах крепости.

Впрочем, всё это интересно не столько в альтернативном сценарии, сколько с точки зрения оценки реальных событий. Можно утверждать, что, вынудив В.К. Витгефта выйти в море в конце июля, Николай II и Е.И. Алексеев сильно ошиблись. Во-первых, они заставили подчинённого взяться за дело, которое сам он считал безнадёжным, во-вторых, они заставили его сделать это поспешно - а отсутствие должного планирования было одной из важных причин итоговой неудачи. Другую крупную ошибку высшее руководство русского флота допустило на пресловутом Особом совещании 11/24 августа 1904 г. в Петергофе. Когда, вроде бы согласившись с З.П. Рожественским в том, что нужно идти на Дальний Восток "немедленно", это самое совещание всё же решило задержать 2ТОЭ на Балтике на месяц.

Tags: русско-японская
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Journal