Составление рейтингов и голосование за величайших - дело попсовое, а, стало быть интересное. Самое то после сурового фактологического захода. Назвал давеча Хэйхатиро Того величайшим адмиралом "паровой эпохи" - последнее понятие я толкую расширительно, с 1861 по 1945 гг. Действительно ли Того велик, или всё же самокат?
Из очевидного: Того провёл три эскадренных боя (это роднит его с великим адмиралами парусной древности), все три выиграл, и каждая новая победа была краше предыдущей. Того одержал самую яркую победу рассматриваемого периода. В должности командующего Соединённым флотом решал сложные стратегические и оперативные задачи. Ситуация, в которой он оказался в январе 1904 г., была исключительной: японскому флоту требовалось одновременно решить задачи обеспечения перевозки армии на континент и уничтожить русский флот на Дальнем Востоке - уступавший в силах, но отнюдь не ничтожный - до прибытия подкреплений с Балтики, и с потерями, позволящими в дальнейшем разобраться с этими самыми подкреплениями. Того задачу решил "на четвёрку", но всё-таки решил.
На мой взгляд, его "Восемь атак Порт-Артура" были образцом кампании против "крепостного флота". Догматический, если можно так выразиться, страх перед береговыми батареями помешал ему устроить нам наш же любимый Синоп. Тем не менее, в борьбе за господство в Жёлтом море Того проявил настойчивость, агрессивность и изобретательность - всё это увенчалось победой 31 марта/13 апреля 1904 г. и парализовало русский флот в ключевой момент кампании. Операция 31 марта/13 апреля, наряду со знаменитой "петлёй" - одним из самых известных манёвров в истории морской войны - то, что позволяет говорить о Того как о блестящем флотоводце. Сделав в самом начале кампании 1904 г. "мэхэнианский" выбор - главным объектом был русский флот, а не коммуникации японской армии - Того проявил железную волю в деле борьбы за оперативную инициативу. Точно так же, заложив "петлю" в 14.05 27 мая 1905 г., Того показал готовность рисковать ради обеспечения иницативы тактической.
Говорить о действиях и достижениях Того можно долго, равно как и отмечать любопытные противречия в его действиях (например, в "Цусимской кампании" он оперативную инициативу отдал Рожественскому, за что мог жестоко поплатиться). Но всё ведь познается известно как, а с кем сравнивать? Фаррагут мелко - хехе - плавал, Тегетгоф или Дьюи одержали по одной яркой победе, не более. Джеллико с Шеером - совсем не вариант. Колчака не трогаем, Эссен не успел. У Фрэзера и Тови не было своей Цусимы, Ямамото Второй был опущен с небес на землю...
Я бы, конечно, назвал Нимитца, гениально игравшего в 1942 г., но он не работал на тактическом уровне - а потому в моём персональном рейтинге он идёт вторым (первым - в рейтинге самых умных адмиралов). Сравнимых персонажей, игравших и на большой, и на маленькой картах, видимо, два. Во-первых, Эндрю Каннигхем - не припёртый к стене осознанием того, что через год противник будет намного сильнее, но работавший в сложной обстановке. И если Того не рискнул в полной мере оценить качества русской береговой артиллерии, то Каннигхем лично инспектировал итальянскую базовую авиацию - и инспекция эта была в основе его дальнейших успехов. Однако Матапан - это, всё-таки, не Цусима. Вторая кандидатура - Ито Сукэюки, кто же ещё. Игравший там же, где Того, игравший в похожих условиях. Не ждавший "балтийского ужаса" - но бившийся против флота, в составе которого было два "Больших Юаня", в то время как самые сильные корабли Ито имели негодный главный калибр. Словом, круг претендентов узок почти так же, как на выборах американского президента. Голосуем.
Величайший?