naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Патриотическим курсом: успехи нашего флота в русско-японской войне

Русско-японская война на море у нас воспринимается как непрерывная цепь неудач российского флота. Это восприятие обманчиво, а связанные с ним интерпретации – в первую очередь теория «системного кризиса» русского флота – во многом ошибочны. В связи с этим стоит поговорить об успехах нашего флота в той войне.

В сегодняшнем тексте речь пойдёт об успешных боевых операциях российского флота. Здесь не будут упомянуты яркие эпизоды вроде боя «Грозного» и «Кагэро» 15/28 мая 1905 г. Так же за скобками останется переход 2-й и 3-й эскадр на Дальний Восток. Это была действительно системная проверка русского флота, для успеха требовалось многое – от головастых адмиралов до рукастых кочегаров. Всё это оказалось в наличии, системную проверку флот прошёл – однако операция не была боевой в чистом виде.

Подробное описание и всесторонний анализ упомянутых ниже операций не являются целью настоящей работы – такой текст был бы слишком объёмным. Внимание будет сконцентрировано на том, что удалось русским – и не удалось японцам – и почему русские преуспели, а японцы – опоздали. Рассмотрим пять эпизодов, расположенных в порядке возрастания – по мнению автора – значимости побед.

5. Уничтожение «Кинсю-Мару»

Первого успеха российский императорский флот добился 12/25 апреля 1904 г., когда у Гензана крейсера Владивостокского отряда («Россия», «Громобой», «Богатырь») задержали и потопили вооружённый угольный транспорт Соединённого флота «Кинсю-мару», на котором, по случаю, вместо угля ехала 9-я рота 37-го пехотного полка японской армии. Это был достаточно крупный материальный успех, японский флот потерял ценное вспомогательное судно, команда которого попала в плен в полном составе. Кроме того, на борту корабля погибли несколько десятков солдат, а тот факт, что в непосредственной близости от места катастрофы находилась превосходящая русский отряд японская эскадра, не добавил ни лавров Камимуре, ни теплоты в отношения японских армии и флота..

Для того, чтобы этот успех стал возможен, русские крейсера должны были, для начала, выйти в море и дойти до Гензана. Кажущееся банальным, это высказывание таковым не является. Владивостокский отряд больше месяца не предпринимал активных действий. Главной причиной этого стала деятельность нового командующего флотом, вице-адмирала С.О. Макарова. Распоряжения его относительно Владивостокского отряда в целом можно интерпретировать как желание поберечь корабли для решительного момента – каковым должна была стать высадка японских войск на Ляодунский полуостров. Адмирал Е.И. Алексеев, временно возглавивший русский флот после гибели Макарова, в корне изменил стратегию применения ВОК. Желание сделать хоть что-то сейчас, вместо ожидания возможности сделать большее в будущем, привело к успеху.

Командующий Владивостокским отрядом, контр-адмирал К.П. Иессен (для него это был первый боевой поход), так же показал себя молодцом – стоит заметить, что в работе Егорьева только эта операция ВОК не удостоилась серьёзной критики. Соблюдение радиомолчания обеспечило скрытность действий русских кораблей – в то время как японцы выдали себя Иессену радиотелеграфированием. Командующий отрядом, узнав о присутствии поблизости японских кораблей, не прервал операцию, проявив должную выдержку. Наконец, русский отряд действовал в условиях густого тумана – в то время как японцы отказались от похода к Владивостоку – продемонстрировав, тем самым, известное превосходство над противником в штурманской подготовке.

4. Тихоокеанский рейд Владивостокского отряда

Вторая операция ВОК под командованием Иессена интересна не столько материальным результатом – каковой, вообще говоря, был ограниченным – сколько смелостью замысла и растерянностью японцев. Не вдаваясь в подробности этой саги и оставив критику действий русской стороны всё тому же Егорьеву, отметим ключевой момент: счастливый финал этой истории стал возможен благодаря панике в японских умах. История эта была настолько позорной, что её детали долгое время были от нас скрыты – но сегодня мы знаем правду.

Командующий Соединённым флотом, Х. Того, узнав о прорыве ВОК через Сангарский пролив, приказал Х. Камимуре быть в готовности выйти с кораблями 2-го боевого отряда к м. Шантунг – для того, чтобы предотвратить прорыв русских крейсеров в Порт-Артур. Узнав о действиях русских крейсеров у Токийского залива, Того разобрался в ситуации и 11/24 июня отправил Камимуре приказ бежать со 2-м боевым отрядом и двумя отрядами истребителей к западному выходу из Сангарского пролива. Ловушка должна была захлопнуться – если бы Камимура за несколько часов до телеграммы Того не получил распоряжение от МГШ: идти к восточным берегам Японии со всеми кораблями, какие только можно взять. Внезапное вмешательство вышестоящей инстанции в действия Соединённого флота и сделало возможным счастливое избавление отряда Иессена. Вместо того, чтобы опустить занавес перед ВОК у Цугару, Камимура со 2-м и 4-м боевыми отрядами отправился в тихоокеанский круиз. Вот кликабельная схема этого печального путешествия.





В подобных ситуациях всегда велик соблазн сказать что-то типа «так это не русские молодцы, а японцы – дурни». Однако любая боевая ситуация допускает взгляд с двух сторон. Каковы бы ни были причины паники японского МГШ, она, в любом случае, стала результатом смелого замысла вице-адмирала Н.И. Скрыдлова. Который, в данном случае, проявил не только изобретательность и смелость, но ещё и настойчивость в стремлении тревожить противника: решение послать крейсера в Тихий океан было принято после второго, неудачного, похода отряда к Цусимскому проливу. Столкнувшись с серьёзным препятствием, Скрыдлов не отказался от дальнейших действий – а, напротив, предпринял операцию ещё более смелую, чем предыдущие. За что и был вознаграждён японской паникой.

3. Отражение третьей атаки брандеров на Порт-Артур

Увидеть в отражении атаки брандеров серьёзный успех мешает простой факт: брандеры уже списаны противником со счетов, а если кораблям противника так и так тонуть, то и успеха вроде бы нету. Подобное отношение к событиям 19-20 апреля/2-3 мая 1904 г. понятно, но ошибочно. Первые две атаки японских брандеров русский флот отбил с трудом, брандеры приближались вплотную в ходу на внутренний рейд, и выход наших кораблей, в конечном итоге, оказался как минимум затруднён. Наши действия были, скорее, импровизацией, причём неудачной. Во время второй атаки брандеров (в период командования Макарова) русский миноносец «Сильный» оказался втянут в неравный бой с двумя миноносцами противника: корабль получил тяжёлые повреждения, экипаж понёс тяжёлые потери (8 убитых (в т.ч. инженер-механик), 12 раненых (в т.ч. командир миноносца)). Японские же потери, напротив, были минимальны. В первой атаке погиб 1 и были легко ранены 4 нижних чина. Во второй атаке японцы потеряли 3 человек убитыми, и 7 (по другим данным – 3) человек ранеными.

История третьей атаки – совсем другая. Это – история хладнокровного убийства: японцы потеряли убитыми, пропавшими без вести и пленными 95 человек из 158, составлявших экипажи брандеров (ещё один человек был убит на борту миноносца «Аотака»). Из 63 спасённых 20 были ранены (в т.ч. 4 – тяжело, ещё 2 человека были ранены на борту миноносца №67). Таким образом, общие потери в составе экипажей брандеров превысили 70%. При этом ни один пароход не приблизился ко входу на внутренний рейд.

Сами японцы в этом танго танцевали красиво. Атака была задумана как последняя и решительная, в операции должны были участвовать сразу 12 пароходов (против 5 в первой попытке, и 4 – во второй), брандеры впервые должны были получить непосредственную поддержку боевых кораблей – в партию заграждения были включены две канонерские лодки. Плохая погода вечером 19 апреля/2 мая была настолько плохой, что руководивший операцией капитан 2 ранга М.Хаяси решил отменить поход, однако соответствующее его распоряжение удалось передать только 4 брандерам – и канонерским лодкам. Остальные 8 пароходов – без руководства и огневой поддержки – отправились к Порт-Артуру, где их ждали русские мины, торпеды и снаряды.

Успех в этом бою был обеспечен, в первую очередь, благодаря новой схеме защиты внешнего рейда, разработанной в штабе Алексеева – лавры, видимо, достаются контр-адмиралу В.К. Витгефту – которая представляла собой модификацию схемы, разработанной ранее Макаровым. Основными её отличиями были некоторое усиление и изменение положения береговых батарей, и использование трёх дежурных канонерских лодок.

2. Уничтожение «Хацусэ» и «Ясима»

Самый крупный материальный успех русского флота. Одна из самых результативных минных постановок в истории: японцы потеряли 2 броненосца, на «Хацусэ» погибли 38 офицеров и 458 нижних чинов японского флота. Тот случай, который надо помнить, и которым можно гордиться.
Организовав тесную блокаду Порт-Артура с помощью броненосцев, Того дал контр-адмиралу В.К. Витгефту шанс, которым тот вполне воспользовался – оставим критику поклонникам максимы Нельсона. Роль и.о. командующего 1 ТОЭ в этом эпизоде традиционно недооценивается. Для начала следует отметить, что решение о проведении операции было принято на собрании командиров и флагманов под председательством Витгефта, состоявшемся 22 апреля/5 мая. Без этого решения не было бы операции как таковой, а решение, опять же, не было тривиальным. Минобоязнь, охватившая русский флот после катастрофы 31 марта/13 апреля, привела, например, к тому, что Алексеев боялся послать в море даже «Амур» – 8/21 апреля он решил организовать минную постановку с помощью плотика, что закончилось трагедией.

Вопрос о том, в какой степени командир минного транспорта «Амур» капитан 2 ранга Ф.Н. Иванов 6-й пошёл против воли Витгефта, поставив мины на удалении 10 миль от маяка Золотой горы, едва ли заслуживает внимания. В данном случае принципиально важными элементами успеха были как решение командующего эскадрой, так и инициатива его подчинённых. При этом сама операция была сопряжена с серьёзным риском – мины надо было ставить днём, и ставить там, где постоянно плавали японские крейсера и броненосцы – и требовала от исполнителей отваги и выдержки. Так же, как и в случае с «Кинсю-мару», наши моряки с выгодой использовали сложные погодные условия: выйдя в море 1/14 мая, «Амур» успешно воспользовался тем самым туманом, который погубил «Ёсино».

1. Первый рейд Владивостоксого отряда в Цусимский пролив

Правильный, годный интернет-рейтинг должен иметь неожиданного лидера – однако я, на самом деле, считаю, что успех «безобразовского рейда» можно ставить выше победы Иванова 6-го. Всё-таки смелые действия у своей базы – это одно, а смелые действия у чужих берегов – совсем другое.
География этого похода заслуживает особого внимания и позволяет в полной мере оценить дерзость предприятия. Расстояние от Владивостока до места гибели «Хитати-Мару» примерно равно расстоянию от Вильгельмсхафена до Потсмута. Ширина Цусимского пролива сравнима с шириной Ла-Манша. При всей сложности исторических аналогий – рейд вице-адмирала П.А. Безобразова сравним с безнаказанным набегом Хиппера на британские войсковые транспорты в Па-де-Кале. Был бы сравним – если бы Хиппер набежал. Но тому это даже в голову не пришло.

Материальные результаты операции оказались значительны. Были потоплены два армейских войсковых транспорта («Идзуми-мару», «Хитати-мару»), повреждён один («Садо-мару»). Безвозвратные потери японцев составили 1449 человек, из них 1337 погибших (в т.ч. 37 офицеров и 1142 нижних чина армии; 1 офицер и 3 нижних чина флота) и 112 пленных (главным образом – команда «Идзуми-мару»). Документальных подтверждений истории об осадных гаубицах для Порт-Артура найти не удалось – возможность, этот анекдот связан с тем, что на борту «Садо-мару» находился штаб осадного артиллерийского парка (впрочем, из его состава погиб только 1 нижний чин). Тем не менее, помимо тяжёлых прямых потерь (погиб резервный полк японской гвардии), был и существенный непрямой ущерб: на борту «Садо-мару» находился специальный «корпус» (фактически – батальон) железнодорожных войск, который должен был заняться перешивкой полотна КВЖД под японские вагоны и паровозы. Батальон понёс потери, уцелевшие вернулись в Японию – и на театр военных действий попали только в сентябре.

Кто должен за это ответить? В первую очередь – всё тот же Скрыдлов, правильно определивший главное направление удара Владивостокских крейсеров. Безобразов, в свою очередь, так же проявил выдержку – или пассивную отвагу. Русские корабли были обнаружены японским крейсером «Цусима» – и сами заметили разведчика, однако Безобразов не прекратил операцию, а организованная по его приказанию радиоэлектронная борьба задержала своевременную и полную передачу данных с «Цусима» на «Идзумо». Решение на прекращение операции Безобразов тоже, видимо, принял своевременно – задержка в проливе или дальнейшее движение к югу грозили уничтожением русского отряда.

Помимо крупного материального успеха, русские нанесли противнику моральный удар (что, возможно, способствовало нервозности МГШ во время тихоокеанского рейда). Второй раз японский флот не смог защитить войсковые перевозки. Это не стоило поста Камимуре, но в народной памяти он остался отрицательным героем. Смотрим.



Выводы

Приведённый выше перечень интересен по нескольким причинам. Во-первых, к этим успехам приложили руку, так или иначе, сразу шесть адмиралов РИФ  - Алексеев, Скрыдлов, Безобразов, Витгефт, Иессен, Лощинский - которые проявили ряд ценных командирнских качеств: предпримчивость, настойчивость, смелость и агрессивность. Всё это, думается, заставляет как минимум задуматься о справедливости традиционно невысокой оценки адмиральского состава нашего флота в целом.

Во-вторых, характерной особенностью всех этих операций является тщательное планирование. В случае с Владивостокским отрядом, деятельность которого в целом была успешной (решена стратегическая задача, нанесён ущерб противнику), ключевыми были два обстоятельства: нормальное базирование и нормальная, уставная цепочка командования. Для 1 ТОЭ эти условия соблюдались (с оговорками) только в короткий "макаровский" период, для 2 ТОЭ нормальных условий не было никогда.

В-третьих, во всех случаях речь шла об асимметричных действиях. И это ни разу не умаляет успехов - напротив, в ситуации, когда противник имеет превосходство в силах, стратегия непрямых действий была единственно верной. При этом непрямые действия не исключали демонстрации преимущества над противником - будь то успешное использование погоды или превосходство в радиоэлектронной борьбе.

Наконец, нельзя не заметить, что во всех случаях японцы нам подыграли. И в четырёх (за вычетом п. 3)  из пяти главной их проблемой была недооценка противника. Японцы не ожидали инициативы от своего противника - и платили за это. Это интересно в контексте русско-японской: вышеприведённые примеры почти однозначно указывают на то, что любое, самое безумное (см. п.4) проявление инициативы грозило нам успехом, японцы терялись перед лицом агрессивного противника. Любопытно это и в более широком контексте: все мы слышали о том, как самоувернность сгубила японцев при Мидуэе. Как видно, "победная болезнь" была характерна для японцев и ранее.
Tags: патриотическим курсом, русско-японская
Subscribe

Posts from This Journal “русско-японская” Tag

  • А кто лучше?

    Голосуем, голосуем. Начну с анекдота. Точнее, с пересказа графического анекдота. В последнее время я опростился а-ля Толстой, и потребляю много…

  • Коэффициенты Кладо

    Умножаем и складываем. Сравнение кораблей - любимое развлечение публики, поглощённой странным военно-морским увлечением. Развлечение - автора и…

  • Русско-японская: локальные трудности

    Простота сложности. Предпраздничный текст вызвал интерес у публики и комментарии поблизости. Хочется сказать отдельное спасибо ув.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “русско-японская” Tag

  • А кто лучше?

    Голосуем, голосуем. Начну с анекдота. Точнее, с пересказа графического анекдота. В последнее время я опростился а-ля Толстой, и потребляю много…

  • Коэффициенты Кладо

    Умножаем и складываем. Сравнение кораблей - любимое развлечение публики, поглощённой странным военно-морским увлечением. Развлечение - автора и…

  • Русско-японская: локальные трудности

    Простота сложности. Предпраздничный текст вызвал интерес у публики и комментарии поблизости. Хочется сказать отдельное спасибо ув.…