Есть такое сравнение: "линкор - морская крепость". Настолько пошлое, что его неловко использовать даже в книжке для детей и юношества. Положим, высокой поэзии в этом сравнении не осталось, однако, как ни странно, в нём есть немножко военного смысла. Рискну.
Что общего у линкора и крепости? Крепость представляет собой объект, атака которого требует привлечения крупных сил и/или специальных средств (осадной артиллерии). Крепость, соответственно, строится не для того, чтобы противник на неё напал. Совсем напротив: можно сказать, что крепость вполне выполняет свою задачу, если противник от атаки отказывается вовсе. Конечно, история знает кровавые штурмы и великие осады, но едва ли кто-то скажет, что Верден себя оправдал, а деньги, потраченные на Туль, Эпиналь и Бельфор, были зарыты в землю. И, наконец, крепость строится как элемент борьбы на коммуникациях. Крепость не должна пропустить вражескую армию по определённому направлению - или, оставшись в тылу противника, не дать использовать ему соответствующие направление подвоза.
И, в общем, всё это можно сказать про линкоры. Начиная с последнего: представление о морской войне как борьбе за коммуникации верно если не абсолютно, то во многом. Соответственно, линейный флот, запирающий море для противника, выполняет свою функцию. Так выполняла свою функцию "Великая стена" Гранд-флит в 1914-1918 гг., "фестунги" "Тирпиц" и "Шарнхорст" весной-осенью 1943 г., и форты "Литторио" и "Витторио Венетто" летом 1942 г. Можно сказать, что "запирающая" функцию в отношении вражеской "армии" подвергалась эрозии - и эрозия эта началась не с приходом подводной лодки, а с началом эпохи пара. Однако в отношении "подвоза" эта функция не страдала до самого конца линейной эры, а вклад линкора в морскую войну стоит оценивать в первую очередь по этой функции, а не по числу выстрелов и фрагов. Наконец, атака и уничтожение линкора так же обычно требовали привлечения крупных сил или спецредств. При этом линкор, "всего лишь" отвлекающий на время крупные силы противника, выполнял ровно ту же функцию, что и осаждённая крепость в тылу вражеской армииЛюбое сравнение колченого по своей природе, и это - не исключение. Более того, в этом сравнении нет исчерпывающего описания линейного корабля и тем более линейного флота. Однако оно даёт возможность взглянуть на феномен "линейного корабля" с другого ракурса. При этом окажется, что главной технической характеристикой линейного корабля оказывается защита и живучесть. В случае линейного флота эта характеристика, впрочем, во многом определяется так же числом кораблей - что, как нетрудно заметить, предполагает относительную дешевизну. С другой стороны, в этой системе координат для выполнения "запирающей" функции линкору нужна ровно та скорость, которая позволяет уверенно догонять транспортные суда. Не то, чтобы эта идея мне нравилась - но логика в ней есть.