naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

In defence of naval supremacy. Ютландские чтения, раунд третий

В каментах к предыдущей записи вспомнили Фроста - человека, упомянувшего Вашингтонское соглашени и Ютландское сражение в одной фразе. Словом, поднялась новая интересная тема, которую можно обсудить отдельно.

Суть проблемы можно изложить так. Хотя Британия и отказалась от "двухдержавного стандарта" как официальной политики вскоре после перехода англо-германского противостояния в горячую стадию, де-факто этот стандарт выдерживался. Ещё в 1917 г. британский флот был достаточно силён для того, чтобы одновременно повоевать с немецким и американским (понять, каким калькулятором пользуются германофилы, рассчитывая шансы немцев  в "решительном сражении", я не могу). Спустя пять лет британский флот официально перестал быть первым, единственным и неповторимым флотом мира.

С британской стороны механика процесса была проста. На протяжении почти девяти лет - с января 1914 г. по декабрь 1922 г. - в Британии не заложили ни одного нового линейного корабля. Война, такие дела. Много денег ушло на армию, много - на мониторы и противолодочное барахло, столь ценное в военное время, но вполне бесполезное в глоабльной военно-морской игре.

С американцами - сложнее. Промышленная и экономическая мощь США в принципе давала возможность создать сильнейший флот мира где-то с начала двадцатого века. Можно сказать, что вопрос передачи нептуновых вил был вопросом времени - вот его-то и обсудим. Американцы могли, но до поры до времени не хотели строить флот, который second to none. Решительный поворот в мозгах президента Вильсона случился в 1915 г., на фоне бесчинств обеих воюющих сторон: с одной стороны, его шокировала трагедия "Лузитании", с другой - его обижала британская блокада (к вопросу о том, что США "всё равно бы на стороне Антанты", да). Эти бесчинства и послужили - причиной, поводом, не суть важно - для проведения через Конгресс и Сенат "Морского акта 1916 г.". Во время обсуждения которого, к слову, про Royal Navy говорили намного больше, чем про Hochseeflotte или U-boot'ы - опять же, к вопросу в скобочках.

Таким образом, можно утверждать, что быстрое завершение войны позволило бы Великобритании сохранять доминирующее положение ещё некоторое - и, вероятно, длительное - время. Разгром "Флота открытого моря" войну бы укоротил - это, как мне кажется, не вызывает вопросов. Сомнения могут быть только по поводу того, насколько сильно - но, тем не менее, можно утверждать, что стратегия Джеллико-Корбетта, "медленно, но верно", глобальным задачам Великобритании не соответствовала.

Под разгромом я понимаю уничтожение дредноутной наличности немцев. Например, всех 14 дредноутов, которые были у Ингеноля 16 декабря 1914 г. При этом речь не о наличии реальных тактических и оперативных возможностей (хотя таковые были), а о том, что могло бы изменить положение Великобритании радикально.  При этом уничтожение должно было произойти не позднее, видимо, весны 1915 г. - см. выше, про мозги Вильсона.

Наиболее важными последствиями возможного разгрома "Флота открытого моря" были бы последствия политические, "цусимский вариант", так сказать. Вильгельм II и Бетман-Хольвег трепетно относились к своей коллекции утюгов, желание их сохранить эту коллекцию было чрезвычайно велико. Полная потеря коллекции обычно имеет необратимые последствия для психики коллекционера. С другой стороны, ФОМ был "детищем кайзера", и уничтожение его не могло не сказаться сильно и негативно на внутриполитической обстановке. Таковы соображения политические - относящиеся, к сожалению, к спекуляциям, которые тяжело обсудить конструктивно.

С точки зрения чисто военной можно заметить, что в случае разгрома немецкого флота куда как более реальными становились разные предложения Черчилля и Фишера - высадка на бельгийское побережье, взятие Боркума, захват Эсбьерга и, конечно же, "Балтийский проект" - которые выдвигались в 1914 г. и которые, в конце концов, были оставлены ради Дарданелльской кампании. Здесь, собственно, мы снова приходим к тому, что британцам следовало управиться до весны 1915 г., т.е. до высадки десанта на Галлиполи, куда ушли немногочисленные "свободные войска", каковые могли быть использованы для реализации упомянутых выше проектов.

Была ли у британцев возможность принудить немцев к бою? Не скажу, что вопрос для меня принципиальный - важнее просто понять, какие последствия мог бы иметь успех и чем обернулась стратегия удушения. Тем не менее, заметим, что тот же кайзер полагал: бомбардировка Гельголанда британским флотом, например, будет оскорблением, стерпеть которое невозможно. Однако нежелание британцев лезть в Гельголандскую бухту и давать бой у немецких берегов эту возможность из списка опций исключала. Нежелание - понятное и даже правильное, с точки зрения чистой военной науки. И, тем не менее, имевшее губительные последствия для британского морского господства.
Tags: Первая мировая, Ютланд
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Курица и бомба

    Всё больше философии. Предыдущая запись вызвала неожиданный - для меня - резонанс. Даже Алексей Валерьевич решил порадовать нас как всегда изящными…

  • О ненужности, дороговизне и рационе

    Прямое высказывание. "Ненужно" и "дорого" - ключевые слова дискуссии о флоте в континентальных державах вообще и России в…

  • Первая мировая за один вечер

    Наконец-то опрос! Как известно, адмирал Джон Джеллико, командовавший Гранд-Флитом в 1914-1916 гг., был " единственным человеком по обе стороны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Recent Posts from This Journal

  • Курица и бомба

    Всё больше философии. Предыдущая запись вызвала неожиданный - для меня - резонанс. Даже Алексей Валерьевич решил порадовать нас как всегда изящными…

  • О ненужности, дороговизне и рационе

    Прямое высказывание. "Ненужно" и "дорого" - ключевые слова дискуссии о флоте в континентальных державах вообще и России в…

  • Первая мировая за один вечер

    Наконец-то опрос! Как известно, адмирал Джон Джеллико, командовавший Гранд-Флитом в 1914-1916 гг., был " единственным человеком по обе стороны…