naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

День дурака. Почему Сомервилл не разгромил Нагумо у Цейлона

Сложности разведки.

Необходимым условием победы американцев при Мидуэе стало "бесценное преимущество": данные радиоперехватов, позволившие вскрыть японские планы и организовать красивую авианосную засаду. Любопытно, что история с похожим сюжетом могла случиться не в июне, а в апреле 1942 г., и не у Мидуэя, а у Цейлона. Ответ на вопрос, почему этого не случилось, представляется интересным, а сам сюжет, кажется, не получил должного освещения в прессе. Приведённое ниже описание основано на двух источниках: стареньком британском Battle Summary №15 и на переводе 26-го тома Senshi Sosho. Заключение и содержащиеся в тексте оценки - авторские, и только автор несёт ответственность за них.

Засада Сомервилла

Вице-адмирал Джеймс Сомервилл, назначенный командующим Восточным флотом в феврале 1942 г., прибыл на новое место работы 26 марта. Спустя два дня, 28 марта, он получил из Адмиралтейства волнующее сообщение: 1 апреля (приблизительно) следует ожидать атаки японской палубной авиации на Цейлон. Противник при этом может выставить «два или больше авианосцев, два больших крейсера с 6-дм артиллерией, возможно, несколько крейсеров с 8-дм артиллерией, и много эсминцев. Линкоры типа «Конго» могут поддержать операцию».

Сомервилл посчитал, что японцы выберут целью Коломбо или Тринкомали, возможно – атакуют обе цели одновременно. Не имея точной информации об объекте японской атаки, он выбрал в качестве «опорной» точку 5° 20' N, 82° 55' E° – примерно равноудалённую на 200 миль от Коломбо и Тринкомали. Эта точка была обозначена как «ожидаемая точка взлёта самолётов противника».

Далее, Сомервилл рассмотрел три варианта действий японской авиации: ночная атака и ночная посадка на авианосцы; ночная атака и посадка на авианосцы после восхода солнца, дневная атака. Второй вариант показался Сомервиллу наиболее вероятным. Это может показаться странным – после Пёрл-Харбора и Дарвина. Однако, Сомервилл принял во внимание тот факт, что на 1 апреля приходилось полнолуние, облегчавшее ночную атаку – и попал в ловушку «зеркального отображения». Британцы в таком случае атаковали бы ночью.

На основе этих данных и оценок Сомервилл составил план действий Восточного флота. В целом это была классическая «авианосная засада»: заняв положение «на фланге» японской позиции, к югу от Цейлона, Соммервил хотел скрытно сблизиться с противником и нанести внезапный ночной удар силами палубной авиации. Заранее обнаружить противника должны были базировавшиеся в Коломбо шесть «каталин», которым было приказано вести разведку в юго-восточном направлении (110° – 154°) на глубину 420 миль.

Сомервилл разделил свои силы на два соединения: быстроходное «авианосное» А и тихоходное «линейное» В. В соединение А вошли линкор «Уорспайт» (флаг Сомервилла), авианосцы «Формидебл» и «Индомитебл» (в сумме 36 истребителей и 45 торпедоносцев), 2 тяжёлых и 2 лёгких крейсера и 6 эсминцев. В соединение Б входили линкоры 4 линкора типа R, авианосец «Гермес» (12 торпедоносцев), 3 лёгких крейсера и 8 эсминцев. Вечером 31 марта они находились примерно в 80 милях к югу-востоку от Дондра Хед, южной оконечности Цейлона.

В течение следующих двух суток Сомервилл действовал по одной схеме: после заката его силы двигались в северо-восточном направлении, к ожидаемой точке запуска японских самолётов. Соединение А при этом шло примерно в 20 милях впереди соединения В, а оснащённые радарами «альбакоры» искали японцев. Приблизившись к «ожидаемой точке взлёта», британцы ложились на обратный курс с тем, чтобы к рассвету быть в исходном пункте (см. рис. 1).




Рисунок 1. Действия Восточного флота 31 марта - 2 апреля 1942 г. (кликабельно)

План Сомервилла в целом можно оценить как «неплохой». Составлен он был за пару дней под руководством нового командующего на новом театре военных действий, и едва ли мог быть лучше. В целом Сомервилл хорошо минимизировал риски и максимизировал свои немногочисленные выгоды.

Выбрав для засады позицию к югу, а не к востоку от Цейлона, он увёл свои корабли из зоны поиска японской базовой авиации (с  Андаманских островов), при этом сам мог полагаться на помощь «каталин». Это позволяло скомпенсировать две главные неточности в оценке ситуации, относительно времени взлёта японских самолётов и точки их запуска. Нагумо назначил старт первой волны на 05.00 местного времени (примерно за 30 минут до восхода), а не на ночные часы. Далее, Нагумо сам заранее не знал, какой из пунктов – Коломбо или Тринкомали – ему придётся атаковать в первый день. Поэтому он назначил три точки запуска самолётов: точку C (8°0’N, 84°0’ E) для удара по Тринкомали, D (6°20’N, 82°40’E) для атаки Тринкомали и Коломбо и точку E (4°40’N, 81°40’E) для удара по Коломбо. Последняя попадала в район сосредоточения Восточного флота вечером 31 марта, а точка D отстояла от «ожидаемой точки» Сомервилла примерно на 50 миль. Обе погрешности – во времени и положении японского соединения – могли быть скомпенсированы в случае обнаружения японцев накануне вечером базовыми «каталинами». Так, собственно, и случилось на деле – соединение Нагумо было обнаружено вечером 4 апреля, накануне атаки Коломбо.

Наконец, главной проблемой Сомервилла была слабость ударной авиации: у него не было пикировщиков, а его лучшие торпедоносцы – «альбакоры» «Формидебла» и «Индомитебла» – было страшно посылать в атаку на вражеские авианосцы днём. Решение на ночную атаку было правильным, и, более того, оно позволяло Сомервиллу использовать второй козырь – самолёты с радиолокаторами. Наконец, он, вероятно, рассчитывал ввести в дело и свои линкоры. В случае успеха ночной атаки и повреждения одного или нескольких японских кораблей у него был бы целый световой день на «развитие успеха».

Разумеется, нельзя говорить о том, что план Сомервилла давал ему хорошие шансы на успех – их не могло быть при том соотношении авианосных сил. Однако, это был «рабочий» план. Который почти гарантировал, что сражение состоится – если бы японцы появились у Цейлона 1 апреля. Ошибка в дате оказалась ключевой. Но это была не совсем ошибка.

Булавка в шестерёнках

Изначально удар по Коломбо должен был состояться 1 апреля – эту простую констатацию можно встретить на стр. 571 в переводе 26-го тома японской официальной истории. Что же помешало Нагумо прибыть в назначенный пункт вовремя – и встретиться с Соммервилом в День дурака? Рейды американских авианосных соединений в центральной части Тихого океана в феврале-марте 1942 г. Так же известные как «булавочные уколы».

Первый такой рейд состоялся 1 февраля 1942 г., когда два оперативных соединения – TF16 под командованием Хэлси и TF17 под командование Флетчера – атаковали японские базы на островах Гилберта и Маршалловых. Прямым результатом этой операции стало временное исключение 5-й дивизии авианосцев из состава «Кидо Бутай». В начале февраля «Сёкаку» и «Дзуйкаку» были отозваны в Японию для защиты Токио от возможного нападения американских авианосцев.

Таким образом, в поход на Дарвин и Яву Нагумо пошёл без "журавлей". Рейд в Индийский океан, с целью уничтожения Восточного флота, был операцией более важный. Американцы же временно затихли, поэтому 3 марта 1942 г. Ямамото принял решение вернуть 5-ю дивизию авианосцев в подчинение Нагумо. Однако буквально на следующий день, 4 марта, случился новый сеанс иглотерапии: TF16 Хэлси атаковало Маркус. Это поначалу привело к короткой заминке: 5 марта Ямамото временно вернул 5-ю дивизию авианосцев в состав "сил обороны метрополии". Однако, уже 7 марта он снова решил послать их на юг, и 8 марта "Сёкаку" и "Дзуйкаку" вышли в море с тем, чтобы присоединиться к "Кидо Бутай" в бухте Старинг на о. Сулавеси.

И тут в дело включилась японская радиоразведка. Вечером 10 марта она "обнаружила" американское авианосное соединение в 600 милях к северу от о. Уэйк (примерно в 1300 милях к востоку-юго-востоку от Токио). Результатом этого сообщения стало долгая погоня 5-й дивизии авианосцев за "дикими гусями". Вечером 11 марта "Сёкаку" и "Дзуйкаку" повернули на восток, и после продолжительного - и, разумеется, безрезультатного - поиска вынуждены были вернуться в Японию 16 марта.

Эти события и привели к изменению плана и графика операции, вызвав интенсивную переписку между штабами Ямамото, Нагумо и Кондо. Сначала, 12 марта, начальник штаба Соединённого флота уведомил Нагумо, что 5-я дивизия авианосцев присоединиться к "Кидо Бутай" после завершения операции по поиску американского авианосного соединения. На следующий день, 13 марта, начальник штаба Нагумо сообщил, что "Кидо Бутай" должно выйти в море 21 марта и атаковать Цейлон 1 апреля. Поскольку 5-я дивизия задерживается на неопределённое время, "Кидо Бутай" может нанести удар имеющимися силами - 1-й и 2-й дивизиями - с участием "Кага" (этот авианосец получил лёгкие повреждения, налетев на риф, и его планировали отправить в Японию на ремонт). Тем не менее, в тот же день, 13 марта, "Кага" приказом Ямамото был выведен из состав "Кидо Бутай",  включён в состав сил обороны метрополии, и спустя два дня ушёл из бухты Старинга в Японию.

Точку в споре о датах решил поставить Кондо, командующий "Соединением южных морей". Вечером 17 марта он издал приказ №.145, в соответствии с которым день удара по Цейлону следовало называть "день Ц", и считать этот самый "день Ц" - 5 апреля. Ямамото утвердил этот приказ. Так дата атаки Цейлона сдвинулась на четыре дня.

Прежде, чем перейти к заключению, сделаем замечание по поводу побочной темы - "булавочных уколов". Рейды американских авианосных соединений в центральной части Тихого океана не принесли заметных материальных результатов, но, как видно из приведённого выше, они существенно влияли на действия японцев. Первый удар на месяц (!) лишил Нагумо пары самых новых авианосцев, которые оказались посажены на цепь у Токио. Прямым результатом второго стала, казалось бы, небольшая, но оказавшаяся решающей задержка рейда в Индийский океан. Нагумо должен был найти и уничтожить Восточный флот - и не смог сделать ни того, ни другого. Если бы он прибыл к Цейлону 1 апреля - он, как минимум, решил бы первую часть задачи.

Заключение

У этой истории - сильный привкус трагикомедии. Особенно если посмотреть на неё глазами Сомервилла. Который хотел, но не смог найти японцев - вполне возможно, к счастью. И который не смог их найти благодаря американской помощи.

В целом это всё - иллюстрация к вопросу о проблемах с радиоперехватами. Возможность чтения вражеских радиограмм может казаться безусловным и сильным преимуществом. Однако, возможность чтения всех радиограмм появляется редко, а неполная развединформация может быть бесполезна и даже вредна. Британцы, вероятно, смогли перехватить и расшифровать радиограмму штаба Нагумо от 13 марта. Именно в ней была и дата "1 апреля", и идея использования только двух дивизий авианосцев - которые, вероятно, и превратились в "два авианосца". Более поздние радиограммы перехвачены не были, и план Сомервилла - в отличие от плана Нимица - не сработал. При этом решение Сомервилла было в любом случае рискованным, из-за неполноты информации о составе сил противника.

Опасное положение Сомервилла, чуть было не ввязавшегося в авианосное сражение с куда как более сильным этом отношении противником - повод ещё раз оценить "бесценное преимущество" американцев при Мидуэе. Данные радиоперехватов были необходимым, но недостаточным условием победы. Для реализации информационного превосходства нужны были соответствующие силы. И в этом смысле два других решения - решение Нимца использовать "Йорктаун", решение Ямамото оставить "Дзуйкаку" в Японии - были не менее важными для итогового результата, чем собственно радиоперехваты. С которых история американской победы только началась.
Tags: Вторая мировая, авианосцы
Subscribe

Posts from This Journal “авианосцы” Tag

  • Бумаги капитана Смоллетта

    В пользу гуманитарщины. Когда-то я смотрел фильм "Крик", но вспомнить его не могу от слова совсем - потому, что позже посмотрел…

  • Шерман против Шермана

    О ходе национальной мысли. В наших разговорах мы часто используем обороты типа "немцы считали" или "англичане думали". Эти…

  • О военно-технической истине

    Против редукционизма. Техника привлекает большую часть досужего и профессионального интереса к морской войне после 1854 г. - думаю, многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 155 comments

Posts from This Journal “авианосцы” Tag

  • Бумаги капитана Смоллетта

    В пользу гуманитарщины. Когда-то я смотрел фильм "Крик", но вспомнить его не могу от слова совсем - потому, что позже посмотрел…

  • Шерман против Шермана

    О ходе национальной мысли. В наших разговорах мы часто используем обороты типа "немцы считали" или "англичане думали". Эти…

  • О военно-технической истине

    Против редукционизма. Техника привлекает большую часть досужего и профессионального интереса к морской войне после 1854 г. - думаю, многие…