naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Унылая рутина. Активные операции Флота открытого моря в 1914-1918 гг.

Ничего интересного.

Прочитал Skagerrak Гарри Стаффа. Книга немного сырая - вероятно, автор спешил к юблилею, - и содержит могучий заряд германофилии, что особенно примечательно постольку, поскольку автор жил в Австралии. Главное её достоинство - свидетельства немцев. Их много, они интересны, и в этом смысле книга удалась, главную задачу - показать сражение глазами немцев - Стафф решил хорошо.

Сегодняшний текст во многом был вдохновлён одним из приведённых в книге немецких текстов. Вот как штурманский офицер линкора "Кайзер", корветтен-капитан Штудт, описал настроения на борту корабля утром 31 мая 1916 г.:

Командующий флотом, вице-адмирал Шеер, назначил на этот день поход всего флота в северную часть Гельголандской бухты. Мы уже повторяли такие операции в надежде встретить противника, но они всегда оказывались ударами по воздуху. Англичане знали наши планы и, видимо, не хотели выходить на бой. Мы часто обстреливали их прибрежные города и засыпали минами их фарватеры, ни разу не встретив реакции! Будет ли иначе в этот раз? Мы могли спокойно признаться: на корабле никто, даже сидящий выше всех вперёдсмотрящий, не мог знать, что на этот раз всё серьёзно.

Конечно, все мы в курсе, что немецкий флот несколько раз выходил в Северное море до боя при Ютланде. Но когда это успело стать рутиной? Привычным делом, не вызывающим особых эмоций как минимум у некоторых участников. В общем, этот текст, а так же работа над подводными историями, вызвали желание составить перечень походов Флота открытого моря.

Речь пойдёт только об активных, запланированных выходах в море с участием главных немецких сил. Частные операции, "реактивные" действия и операции на Балтике останутся за скобками, всё это заслуживает отдельного разговора. Составить перечень операций, имея на руках Der Krieg zur See, было бы несложно - но, к сожалению, на моих руках этой книги нет. Поэтому информацию я собирал, используя главным образом работы того же Стаффа по немецким линкорам и линейным крейсерам, иногда обращаясь к мемуарам Шеера, книгам Голдрика и Грооса. За любые уточнения и дополнения буду благодарен.

Перечень операций

Начну с главного: по моим подсчётам, главные силы Флота открытого моря совершили 15 выходов в Северное море, "ютландский" поход стал двенадцатым. Во всех случаях главные силы - линейные эскадры - не имели самостоятельной оперативной задачи, они прикрывали те или иные действия других сил. Соответственно, в перечне рядом с датами указана задача этих "других сил".

1. 2-3 ноября 1914 г. Обстрел Ярмута крейсерами 1-й разведывательной группы. Постановка минного заграждения с лёгкого крейсера "Штральзунд".

2. 16-17 декабря 1914 г. Обстрел Скарборо, Хартлпула и Уитби крейсерами 1-й разведывательной группы.Постановка минного заграждения с лёгкого крейсера "Кольберг".



Рисунок 1. Схема походов Флота открытого моря в 1914 г. (кликабельно). Подробную схему декабрьской операции см. здесь.

3. 29-30 марта 1915 г. Поиск разведывательных групп к северо-западу от о. Терсхеллинг.

4. 17-18 апреля 1915 г. Минная постановка лёгких крейсеров "Страсбург" и "Штральзунд" у банки Сварте, к югу от Догер-Банки.

5. 21-22 апреля 1915 г. Поиск 1-й разведывательной группы в напаравлении Доггер-Банки.

6. 17-18 мая 1915 г. Минная постановка лёгких крейсеров "Регенсбург" и "Штральзунд" на Доггер-Банке.

7. 29-30 мая 1915 г. Выход в крейсерство вспомогательного крейсера «Метеор».

8. 11-12 сентября 1915 г. Минная постановка лёгких крейсеров "Регенсбург" и "Штральзунд" у банки Сварте.

9. 23-24 октября 1915 г. Крейсерская операция в Скагерраке. Из-за начавшегося шторма, мешавшего движению эсминцев, поход был прерван раньше времени.



Рисунок 2. Схема походов Флота открытого моря в 1915 г. из мемуаров Шеера (кликабельно). Не показаны операции №6 (17-18 мая) и 38 (11-12 сентября).

10. 5-6 марта 1916 г. Набег эскадренных миноносцев на дозоры в Хуфдене (южная часть Северного моря, между Англией и Голландией).

11. 24-25 апреля 1916 г. Обстрел Ярмута и Ловестофта линейными крейсерами 1-й разведывательной группы.



Рисунок 3. Схема набега на Ярмут и Ловестофт от Корбетта (кликабельно).

12. 31 мая-1 июня 1916 г. Крейсерские операции в Скагерраке. Плановому ходу операции помешал Ютландский бой.

Рисунок 4. Развёртывание сил перед Ютландским сражением из Корбетта (кликабельно).

13. 18-20 августа 1916 г. Обстрел Сандерленда линейными крейсерами 1-й разведывательной группы. Обстрел не состоялся - один из высланных на разведку "цеппелинов" сообщил - ошибочно - что к югу от немецкого флота находится отряд, включающий крупные корабли. Шеер попытался - безуспешно - атаковать этот отряд.



Рисунок 5. Схема похода к Сандерленду из мемуаров Шеера (кликабельно)

14. 19-20 октября 1916 г. Атака на норвежский конвой. Из-за усилившегося волнения, мешавшего операциям эсминцев, операция была прервана раньше времени.



Рисунок 6. Схема операций Флота открытого моря в марте (№10), апреле (№11) и октябре (№14) 1916 г. из мемуаров Шеера (кликабельно). Даты операций указаны ошибочно.

15. 23-25 апреля 1918 г. Атака Разведывательных сил на норвежский конвой. Конвой не был обнаружен.



Рисунок 7. Схема похода к Норвегии из мемуаров Шеера (кликабельно)

От перечисления перейдём к анализу и комментариям.

Цели операций

Как мы уже отметили выше, линейные эскадры Флота открытого моря никогда не имели активной оперативной задачи, они всегда выполняли роль прикрытия. В четырёх случаях целью операции был обстрел того или иного пункта на побережье Великобритании (в двух случаях, при Ингеноле, обстрел так же сопровождался постановкой мин с лёгких крейсеров). Ещё четыре раза флот выходил в море для прикрытия операций против судоходства, в северном направлении (в двух случаях операция была прекращена раньше времени из-за непогоды). Трижды линкоры прикрывали минные постановки в центральной части Северного моря. Дважды - заведомо бесцельный поиск там же (в марте и апреле 1915 г. Любопытно, что во втором случае сразу после поиска флот занялся эволюциями в Гельголандской бухте). Один раз - набег миноносцев на дозоры в южной части Северного моря, и один раз - выход в море вспомогательного крейсера.

Наиболее продуктивными, в смысле создания реальных предпосылок для столкновения, были походы к берегам Великобритании и в северную часть моря. Первые три набега (в ноябре и декабре 1914 г., апреле 1916 г.) заканчивались короткими перестрелками лёгких сил. Любопытно, что во время этих набегов британцы потеряли две подводные лодки, спешившие на перехват: 3 ноября 1914 г. подорвалась на мине D5, а 25 апреля 1916 г. немецкая UB18 потопила E22. В целом же предвоенная идея о том, что подводные лодки могут быть хорошей защитой от набеговых операций, совершенно не оправдалась.

Расстояния

Приведённый выше перечень может создать ложное впечатление: при Поле, в 1915 г., Флот открытого моря действовал наиболее энергично. Действительно, на период командования этого адмирала приходится сразу семь походов - против двух у Ингеноля и шести у Шеера. На самом деле, Поль действовал осторожнее других. При Ингеноле, в 1914 г., немецкие дредноуты удалялись от Гельголанда на 140-160 миль в западном направлении, и один раз, в декабре 1914 г., столкновение с британскими линкорами было вполне возможно. Шеер ходил в западном направлении даже несколько дальше, чем Ингеноль - в августовском походе 1916 г. он отошёл от Гельголанда более чем на 200 миль. Примерно на таком же расстоянии от твердыни его линкоры были во время Ютландского сражения, ну а в апреле 1918 г. он удалился от Гельголанда примерно на 300 миль.

Поль, в свою очередь, действовал в пределах 100 миль от заветного острова - такие операции рекомендовал ещё что-то значивший в 1915 г. Тирпиц. Между тем. для Гранд-Флита "100 миль от Гельголанда" тоже было магическим числом: главные силы британцев никогда не подходили к острову ближе. Соответственно, в такой ситуации столкновение могло быть только результатом удивительного совпадения. Совпадение случилось однажды, но не до конца удивительное. Буквально перед операций 11-12 сентября 1915 г., когда немцы ходили ставить мины у банки Сварте, в ночь с 10 на 11 сентября, три британских минных заградителя, при поддержке линейных крейсеров Битти, поставили мины на подходах к Гельголандской бухте. Но, поскольку британцы ставили мины на северных подходах - у банки Амрум - а немцы ходили в западном направлении, столкновения не случилось. При Поле немецкие дредноуты и линейные крейсера по кораблям британцев так ни разу и не постреляли.

Мины и подводные лодки

Впрочем, немцы серьёзно страдали от подводного оружия - только не у британских, а у своих берегов. В семи случаях крупные корабли - крейсера или линкоры - пострадали от мин или торпед подводных лодок. Погиб, впрочем, только один, причём на немецких минах - броненосный крейсер "Йорк", 4 ноября 1914 г., в самом первом походе. Остальные случаи перечислены ниже (номера в соответствии с общим списком):

6. 17-18 мая 1915 г. На мине подорвался лёгкий крейсер "Данциг" из состава 4-й разведывательной группы, сопровождавшей линейные корабли.

11. 24-25 апреля 1916 г. При выходе на мине подорвался линейный крейсер "Зейдлиц".

12. 31 мая-1 июня 1916 г. При возвращении на мине подорвался линейный корабль "Остфрисланд".

13. 18-20 августа 1916 г. При выходе торпеду с подводной лодки получил линейный корабль "Вестфален".

14. 19-20 октября 1916 г. При выходе торпеду с подводной лодки получил лёгкий крейсер "Мюнхен" из состава 4-й разведывательной группы (не был полностью восстановлен).

15. 23-25 апреля 1918 г. При возвращении торпеду с подводной лодки получил линейный крейсер "Мольтке", на котором ранее случилась тяжёлая авария.

Таким образом, с весны 1916 г. в каждой операции Флот открытого моря страдал от подводного оружия. Это, впрочем, не привело к параличу воли Шеера (который, заметим, не отказался от продолжения похода ни в апреле, ни в августе, хотя и лишался капитального корабля в начале операции). Здесь, скорее, можно говорить об упущенных возможностях британцев, в первую очередь - в смысле минной войны, каковая приобрела широкий размах только в 1916 г. Опыт Того прошёл мимо британцев.

Состав сил

Во всех описанных операциях две линейные эскадры - 1-я (дредноуты типа "Нассау" и "Остфрисланд") и 3-я (исходно - дредноуты типа "Кайзер" и "Кёниг"). Их неизменно сопровождали лёгкие крейсера 4-й разведывательной группы (на протяжении большей части войны в её составе числились старые корабли, новые, турбинные крейсера входили в состав 2-й разведывательной группы и служили флагманскими кораблями для эсминцев). Кроме того, в состав главных сил входили и другие тактические единицы.

В первых двух походах, в 1914 г., участвовали броненосные крейсера 3-й разведывательной группы. Броненосцы 2-й линейной эскадры принимали участие как минимум в 8 операциях, включая второй поход Ингеноля (декабрь 1914 г.), пять операций Поля в 1915 г. (17-18 апреля, 21-22 апреля, 17-18 мая, 11-12 сентября, 23-24 октября) и два похода Шеера в 1916 г. (24-25 апреля, 31 мая - 1 июня). После Ютландского сражения (в котором, напомним, "Поммерн" был потоплен британскими эсминцами со всем экипажем) броненосцы в походах Флота открытого моря не участвовали, а в декабре 1916 г. 2-й линейная эскадра была расформирована, экипажи старых кораблей были нужны для пополнения быстро растущего подводного флота. Тогда же была сформирована новая, 4-я линейная эскадра (дредноуты типа "Кайзер"), а в состав 3-й были включён "Байерн".

Интересен и вопрос о собственно составе упомянутых выше эскадр. Мне удалось насчитать семь случаев, когда в походе не участвовали боеготовые дредноуты, возможно, таких случаев было больше. Это, опять же, декабрьский поход Ингеноля в 1914 г. (только что присоединившийся к флоту "Кёниг" получил повреждения при столкновении с "Гроссер Курфюрстом" и не пошёл в поход), как минимум три похода Поля (29-30 марта, 17-18 апреля, 11-12 сентября), и три похода Шеера (в марте 1916 г., "ютландский" и в апреле 1918 г.). Дважды немцам не хватало сразу трёх (дредноутов): 17-18 мая 1915 г. Поль вышел в море без "Кайзера", "Рейнланда" и "Позена", а Шеер в свой последний поход пошёл без "Позена", "Рейнланда" и "Вестфалена". Впрочем, в последнем случае отсутствие линкоров объяснялось не техническими проблемами - самые старые дредноуты в это время участвовали в операциях у берегов Финляндии.

Операционное окно

Здесь самое время перейти к общим проблемам организации операций большого флота. Голдрик в After Jutland вводит хороший термин "операционное окно" (operational window): походы Флота открытого моря необходимо было согласовывать с плановыми ремонтами и боевой подготовкой. В результате, по оценке Голдрика, в течение месяца величина окна не превышала десяти дней. Пренебрежение ремонтом в период командования Поля, по словам того же Голдрика, в итоге привело к отмене походов - возможно, речь идёт о бросающейся в глаза летней паузе: Поль не водил флот в Северное море в июне-июле 1915 г. (в августе, как мы все помним, была операция в Рижском заливе). У Стаффа упоминается серьёзная поломка в машине "Рейнланда" в походе 21-22 апреля 1915 г. - это был третий выход флота при Поле за три недели. Ремонт занял месяц - примерно столько же занимало устранение повреждений от мины или торпеды. А следующий поход пропустили сразу три дредноута.

Проблема "операционного окна" во многом ослабляет известный аргумент Джеллико. Он указывал на невыгоды положения Гранд-Флита, вынужденного реагировать на операции немцев. В этом случае последние - по мнению Джеллико - всегда могли подгадать время операции так, чтобы вывести в море все свои силы, а британцам пришлось бы оставить часть сил в базе по техническим причинам. На деле даже Флот открытогом моря оказался слишком велик для того, чтобы возможность вывести в море все дредноуты было легко реализовать.

Ютланд, подводная война и мины

Германофилы - и в том числе, разумеется, Стафф - любят опровергать аргумент безымянных британофилов, якобы утверждавших, что после Ютланда немцы не отваживались выйти в море. Это, конечно, неправда, тем не менее, снижение активности Флота открытого моря после сражения налицо: до боя было 11 операций, после боя - всего 3. В заключение обсудим причины этого "проседания".

Первой был Ютландский бой. Имел место, разумеется, непосредственный эффект - немцам потребовалось время на починку кораблей, при этом в августе 1916 г. они вышли в море без "Зейдлица" и "Дерффлингера". Впрочем, важнее была - как мы уже говорили - демонстрация способности Гранд-Флита нанести внезапный удар по линкорам Шеера. Или, точнее, демонстрация неспособности разведывательных сил Хиппера решить свою задачу.

Шеер сражаться с главными силами британцев не хотел. По итогам Ютланда он сделал вывод о том, что все походы флота необходимо обеспечивать воздушной разведкой. Между тем, дурная погода Северного моря редко давала такую возможность - что, в сочетании с узостью операционного окна, пагубно сказывалось на смелых планах. Голдрик упоминает как минимум две затеи Шеер, отменённые по этой причине - в сентябре 1916 г. и в марте 1917 г. Во втором случае Шеер, планировавший набег лёгких сил в Хуфден, вроде бы был готов рискнуть выйти в море без прикрытия "цеппелинами". Однако он поделился своими планами с Адмиралштабом, это дошло до Вильгельма II, последний прямо потребовал от Шеера "цеппелины" использовать - ну а погода не дала этого сделать.

Впрочем, в марте 1917 г. у немцев случилась ещё одна неприятность, о которой стоит поговорить подробно: 5 марта во время эволюций в Гельголандской бухте столкнулись "Гроссер Курфюрст" и "Кронпринц". Первый чинился до 22 апреля, и до 8 июня проходил курс боевой подготовки на Балтике. "Кронпринц" чинился ещё дольше, до 14 мая 1917 г. Сам Шеер в мемуарах пишет, что до окончания ремонта этих кораблей "нельзя было думать о более крупных операциях флота". Эта ремарка, как часто бывает с мемуарами, вызывает лёгкое недоумение - ей предшествует рассказ об планах мартовского набега на Хуфден, из которого следует, что Шеер думал о крупной операции как минимум до 11 марта. Впрочем, нет сомнений в том, что столкновение пары сильных дредноутов не могло не сказаться на его планах.

Да, самые внимательные подписчики не могли не заметить - столкнулись те же корабли, что были торпедированы J1 5 ноября 1916 г. При этом "Кронпринц" был только из ремонта (закончен 9 февраля 1917 г.). Это, вероятно, можно считать указанием на то, что подготовка кораблей после ремонта, обычно занимавшая месяц-полтора, была необходимостью, а не неуместным немецким перфекционизмом.

Эта история так же перекликается с другой ремаркой Шеера, более важной и интересной. Он спад активности флота в 1917 г. связывает в первую очередь с началом неограниченной подводной войны. И пишет, в частности, вот что:

Наряду с непосредственным содействием, которое флот оказывал оперирующим лодкам, начиная с момента их выхода из отечественных баз, у флота же была позаимствована весьма значительная часть личного состава, который требовался для замещения новых должностей. При укомплектовании подводных лодок особая нужда была в подготовленных кораблеводителях и механиках. Командирами лодок могли быть только офицеры, обладавшие достаточным опытом для того, чтобы уметь самостоятельно управлять лодкой и плавать на ней в трудных навигационных условиях. Это вынуждало в самых широких размерах использовать состав вахтенных начальников флота, так как и по служебному положению, и по возрасту они являлись наиболее подходящими для этого кандидатами. Флот сам должен был позаботиться об их замене; на места вахтенных начальников назначались более молодые офицеры.

Не знаю, относилось ли это к "Кронпринцу" и "Гроссер Курфюрсту", но снижение боеготовности флота в целом не могло не беспокоить Шеера. Возможно, оно действительно было для него главной причиной сокращения крупных операций.

Осенью 1917 г. немецкий линейный флот участвовал в захвате Моонзундских островов. И примерно к этому времени масштабы британской минной войны в Северном море стали настолько велики, что непосредственное обеспечение действий тральщиков стало основным содержанием работы немецких дредноутов и линейных крейсеров. Последние в конце 1917 г. и в 1918 г. ходили в море для этих целей один-два раза в месяц, линкоры - возможно, реже. Это, в свою очередь, сказывалось не техническом состоянии кораблей, возможности по проведению планового ремонта были ограничены. Авария "Мольтке" 24 апреля 1918 г. была, видимо, прямым следствием перенапряжения. Более того, кроме этой аварии, серьёзные технические проблемы были на "Зейдлице" и "Фон дер Танне".

Падение активности Флота открытого моря стало результатом Ютландского боя, кадровых потерь (из-за роста подводного флота) и минного наступления британцев.

Tags: Первая мировая, Ютланд, линкоры
Subscribe

Posts from This Journal “Ютланд” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Posts from This Journal “Ютланд” Tag