naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Игра в кораблики: "Ляонин" против "Викрамадитьи"

По мере укрепления дружбы Индии и Китая растёт вероятность того, что забытое искусство авианосной дуэли снова окажется востребованным. И, пока в американских журналах публикуют скучные статьи про Пакистан, мы поиграем в кораблики и дадим контента. Кто победит в первом авианосном сражении нового времени? Читайте аналитику.

Невозможное решение

Сделаем немного математики. Основное уравнение авианосной дуэли выглядит так:

Z=a*X

где Z - число сбитых самолётов противника, X - число истребителей на борту авианосца, a - коэффициент пропорциональности.

Итоговое число Z зависит от ряда промежуточных коэффициентов: доли боеготовых самолётов от общего числа; доли самолётов, которые были в воздухе в момент атаки; доли самолётов которые удалось ввести в бой. Все эти промежуточные коэффициенты входят в a. Само уравнение может использоваться как для определения сбалансированного состава авиакрыла (т.е. доли истребителей и ударных самолётов), так и при решении тактической задачи выделения необходимого для обороны числа истребителей (в т.ч. в случае, когда на авианосце базируются универсальные самолёты - что типично для текущей реальности). И, в конечном итоге, это уравнение, в применении к дуэли равных авианосцев, даёт два простых ответа:

если a<1 - нет смысла держать на борту авианосца истребители или выделять самолёты для обороны соединения;

если a>1 - нет смысла в ударных самолётах, они всё равно будут уничтожены истребителями противника.

Таким образом, задача построения "сбалансированной авиагруппы" в применении к дуэли авианосцев не имеет решения. Из чего, вообще говоря, следует, что авианосец не является оптимальным средством борьбы с авианосцем. Идея эта, по видимому, потихоньку одолевает заокеанские умы, однако простая и понятная логика capital ship'a будет жить ещё долго.

При всей простоте и грубости приближения, и при кажущейся радикальности выводов, вышеозначенная алгебра неплохо описывает авианосную гармонию времён Второй мировой. К началу войны коэффициент a был сильно меньше единицы, и удельный вес истребителей в составе авиагрупп был невелик (25....33%), при этом британцы в случае с "Иглом", скажем, пошли до конца - ему штатные истребители вообще не полагались. По мере того, как коэффициент a рос (за счёт развития средств обнаружения самолётов противника и наведения своих истребителей), росла и доля истребителей на борту авианосцев, и к 1945 г. американские авианосцы имели до 80% истребителей на борту (перекос отчасти компенсировался тем, что половина истребителей относилась к промежуточной категории "истребитель-бомбардировщик").

Вариант "Игл"

Китайский и индийский авианосцы, очевидно, относятся к первой категории, для них a<1. Поскольку на них нет катапульт, то возможность одновременного проведения взлётных и посадочных операций либо, как минимум, сильно ограничена (в случае "Ляонина"), либо отсутствует вовсе ("Викрамадитья"). Это означает, что для отражения атаки будут доступны только самолёты БВП, вероятность успешного ввода в бой самолётов из положения "дежурство на палубе" невелика - и это даже без учёта того обстоятельства, что на этих авианосцах нет собственных самолётов ДРЛО, способности вертолётов РЛД ограничены, а "лизинг" дефицитных самолётов у ВВС в случае масштабного конфликта едва ли возможен. Проблема обеспечения своевременного обнаружения атаки противника ведёт к тому, что и те самолёты (2-4), которые будут в воздухе в момент атаки, отнюдь не обязательно успеют вовремя атаковать противника. С другой стороны, "Ляонин" и "Викрамадитья" могут сформировать достаточно большие ударные группы, способные прорвать оборону противника. Таким образом, оптимальной тактикой становится сосредоточение усилий на поражении противника. Какие факторы окажутся решающими в такой ситуации? Попробуем ответить с примерами из боевого опыта.



Рис.1 Истребитель J-15 с противокорабельной ракетой YJ-83 готовится к взлёту с палубы "Ляонина", декабрь 2016 г.

Разведка и маскировка

При дисбалансе атаки и нападения сторона, сумевшая скрытно приблизиться к противнику и нанести удар первой, получает радикальный перевес - об этом пишут книги со словом "Мидуэй" в заголовке или аннотации. Первым и необходимым условием скрытности сегодня является соблюдение режима строгого радиомолчания (это, помимо прочего, означает, что не только вертолёты РЛД, но и вертолёты ПЛО при угрозе столкновения с чужим авианосцем использовать не рекомендуется). Что до разведки, то она сегодня ведётся внешними, по отношению к авианосцу, силами и средствами, однако идея использования J-15 или МиГ-29К с подвесными разведывательными контейнерами не представляется бесполезной. Практика показывает, что "органические" средства разведки обычно намного более эффективны, чем "внешние". При этом разведчиков много не бывает.

Вооружённая разведка

Развитием идеи разведки силами палубной авиации может стать идея "вооружённой разведки". Эту схему активно использовали американцы, и она принесла успех в бою у о-вов Санта-Крус - пара пикировщиков, обнаруживших японское авианосное соединение, сумела вывести из строя "Дзуйхо". В современных условиях внезапная атака разведчиков, даже небольшими силами, на соединение противника, идущее в режиме радиомолчания, может дать очень хорошие результаты.

Превосходство в дальности

Очевидным решением проблемы защиты авианосца от атаки оппонента является попытка действий за пределами дальности вражеской авиации - эта идея была близка японскому сердцу, и на практике реализована во время сражения в Филиппинском море. Вопреки расхожему мнению, японцы держались за пределами радиуса действий американских самолётов не столько благодаря наличию аэродромов на островах, сколько благодаря большей дальности полёта самолётов (многие из которых вернулись на свои авианосцы). Тем не менее, очевидно, что возможность использования берегового аэродрома может стать решающим преимуществом. Другим способом решения задачи является дозаправка в воздухе, особенно в том случае, если она может быть реализована с помощью палубных самолётов, укомплектованных подвесными агрегатами заправки.



Рис. 2. Опытный образец истребителя J-15 играет в танкера. Сентябрь 2014 г.


Корабельные средства противовоздушной обороны

Наконец, при ограниченных возможностях БВП, важную роль в определении исхода боя могут сыграть корабельные средства ПВО. В этом случае примером так же будет бой у Санта-Крус, где на американскую зенитную артиллерию, по подсчётам Лундстрёма, пришлась половина сбитых ударных самолётов японского флота. Это, во многом, скомпенсировало превосходство японцев в силах (их зенитная артиллерия никогда не была так хороша) и определило приемлемый, для американцев, исход боя. Могут ли сыграть роль противокорабельные ракеты? Могут, но в таком случае авианосец вообще не нужен и неинтересно.

***

Прямое сравнение возможностей "Ляонина" и "Викрамадитьи", равно как и J-15 и МиГ-29К (особенно с учётом конфигураций и выбора стартовых позиций), находится за пределами возможностей автора блога. Из общих соображений по большинству пунктов перевес за китайцами - индийцы могут получить преимущество только за счёт игры на "своём поле", в Индийском океане.

P.S. Превосходство китайцев может оказаться куда как более существенным. Я, увы, до сих пор не нашёл видео или фото, на которых с палубы "Викрамадитьи" взлетал бы индийский самолёт с подвешенным вооружением. Если кто-то такие видео или фото видел, поделитесь, пожалуйста, в комментариях. Обяжете.
Tags: авианосцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments