naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

"Бисмарк" и эсминцы

Техника и тактика.

Ув. sergiovillaggio выложил перевод оценки Престоном "Бисмарка". Грандиозная дискуссия последовала ожидаемо и незамедлительно. Позволю себе добавить пару очень важных, на мой взгляд, слов по животрепещущему поводу.

Не буду оценивать проект "Бисмарка" в целом, как в случае с "Бородино". Скажу про одну из самых традиционных претензий к этому проекту (равно как и к проекта "Шарнхорста", "Литторио", "Ямато" и "Ришелье"). Обычно - можно сказать, всегда - отрицательной оценки заслуживает наличие как противоминной (150-мм), так и зенитной (105-мм). Дескать, в эпоху авиации зенитная батарея была относительно слабой, а дублирование крало много веса и места.

Соотнесём эту претензию с реальным опытом боевых действий (так же, как мы сделали это в случае с "Бородино"). Заметим для начала, что теория слабости зенитного вооружения получила определённое подтверждения - многие "суордфиши" "Арк Рояла" во время знаменитой атаки 26 мая 1941 г. получили повреждения (как минимум один, сколько помню - под списание), но ни один не был сбит. Иными словами, зенитный огонь "Бисмарка" был достаточно точным, но недостаточно "убойным". Это - с одной стороны.

Со стороны другой у нас - "сводные данные". За всё время боевых действий немецкие линкоры пять раз отражали атаки торпедоносцев "на ходу в море". Первым с "суордфишами" познакомился "Шарнхорст", 20 июня 1940 г., дважды отстреливался от "авосек" "Бисмарк", затем были операция "Цербер" и атака на "Тирпиц" 9 марта 1942 г. Из пяти атак две - на "Бисмарк" - закончились попаданиями, остальные были безуспешными. История взаимоотношений немецких линкоров с британскими эсминцами почти столь же богата. Всего - четыре эпизода (в т.ч. два - с попаданиями): бой "Шарнхорста" и "Гнейзенау" с "Глориесом", "Акастой" и "Ардентом" 8 июня 1940 г., атака на "Бисмарк" в ночь с 26 на 27 мая 1941 г.; всё тот же "Цербер" и, наконец, бой у Нордкапа (атак было больше, поэтому мы использовали слово "эпизод").

Первый - технический - вывод, полагаю, напрашивается. Жизнь немецких линкоров развивалась своебразно. И однозначно утверждать, что жизнь эта была бы легче, если бы их зенитное вооружение было сильнее, а противоминное - слабее - нельзя. Стремление немецких конструкторов дать линкорам надёжную защиту от атак эсминцев вполне соответствовало реальному боевому опыту.

Второй вывод - тактический. Из девяти эпизодов с участием британских эсминцев и торпедоносцев попаданиями в линкоры закончились четыре. Во всех этих случаях немецкие линкоры действовали без сопровождения (хотя и оговоримся, что в одном случае линкоров было два, это важно для дальнейшего обсуждения). Из пяти случаев, не закончившихся попаданиями, в четырёх линкоры имели охранение. Лишний раз пинать Бэя, раньше времени расставшегося с эсминцами, полагаю, смысле нет. А вот повод для обсуждения одного из важнейших, на мой взгляд, решений Лютьенса - отделить "Принц Ойген" - имеется, и повод очень серьёзный. И дело здесь не только в сильном зенитном вооружении "Ойгена" - здесь очень важно ещё и то, что при атаках на пару кораблей пилотам "суордфишей" было бы куда как сложнее правильно выбрать цель (см. "Шеффилд").

Наконец, можно подойти к ещё одному, третьему выводу - более глобальному, и касающемуся уже не линкоров, а эсминцев. Популярна идея о том, что "линкоры во время Второй мировой утратили своё значение", и почти столь же популярны утвреждения типа "эсминцы перестали быть кораблями для торпедных атак". Как в первом, так и во втором случаях имеет место некоторая неточность - появление новых форм борьбы на море и новых форм применения существующих кораблей затенило их классические функции и роли. Но ни в коей мере не отменило их. Линкоры во Второй мировой сражались больше, чем в Первой. Эсминцы - чаще ходили в торпедные атаки на крупные корабли. И дневные, и ночные. Делали они это на всех театрах военных действий, и на протяжении всей войны. Если говорить об атаках на линкоры, то - начиная с "Глориеса" и Калабрии, и заканчивая боями в проливе Суригао и у о. Самар (да, ещё один извод парадокса Лейте). Причём как в случае с проливом Суригао, так и в случае с боем у о. Самар эсминцы играли очень важную роль. Ну а последним крупным успехом эсминцев стала атака на "Хагуро" 16 мая 1945 г. Этот факт - сохранение эсминцами значения торпедных кораблей - заслуживает отдельного осмысления и обсуждения. Пока же мы этот факт просто зафиксируем.

Tags: Вторая мировая, линкоры
Subscribe

Posts from This Journal “линкоры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 131 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “линкоры” Tag