naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Список О'Хара. Боевые успехи российского флота в Первой мировой войне

Вычитаем и добавляем.

В продолжение разговора решил расшифровать "список О'Хара", скорректировать и дополнить предложенный им перечень побед надводных кораблей нашего флота в столкновениях с надводными кораблями противника в 1914-1917 гг. В исходном виде перечень выглядит так: 1 лёгкий крейсер, 1 эскадренный миноносец, 1 минный заградитель, 1 миноносец, 2 канонерский лодки, 1 вспомогательный крейсер, а так же 3 транспорта, уничтоженных в ходе атаки на охраняемый конвой и именно поэтому включённых в список. Ниже в хронологическом порядке перечислены все соответствующие эпизоды, а так же добавлены ещё два.

Вне зачёта: лёгкий крейсер "Магдебург", Балтика, 13/26 августа 1914 г.

Погиб на камнях у о. Оденсхольм. Очевидно, О'Хара включил "Магдебург" в список наших трофеев потому, что его гибель сопровождалась боевым столкновением с нашими кораблями - и, таким образом, можно предположить, что без вмешательства нашего флота немцы могли бы спасти лучший крейсер своих "сил Балтийского моря". При всей соблазнительности американского предложения считать гибель "Магдебурга" победой Балтийского флота сложно. Тем не менее, стоит отметить следующее. Во-первых, решение об уничтожении корабля командир принял после того, как услышал радиопереговоры наших кораблей. Во-вторых, появившиеся на месте событий крейсера "Паллада" и "Богатырь" обстреляли оказывавший помощью "Магдебургу" эсминец V26, добившись как минимум одного попадания. V26 пострадал довольно серьёзно, на нём вышла из строя одна из турбин. Тем не менее, он сохранил скорость в 23 узла и смог уйти - преследование, очевидно, не было достаточно энергичным. Видимо, из-за неясности обстановки - в переносном и прямом смыслах (видимость не превышала двух миль). Тем не менее, в-третьих, вмешательство "Паллады" и "Богатыря" привело к тому, что немцы понесли так же серьёзные потери в личном составе: по официальным немецким данным, 17 убитых, 17 раненых и 75 пропавших без вести. В число последних входят 54 попавших в плен члена экипажа "Магдебурга", среди которых был и командир корабля. Наконец, в-четвёртых, можно предположить, что именно возникшая из-за атаки наших крейсеров суматоха привела к халатности в деле уничтожения секретных материалов, последствия захвата которых хорошо известны.

1. Минный заградитель "Альбатрос", Балтика, 19 июня/2 июля 1915 г.

Выбросила на берег у о. Готланд после боя с крейсерами "Баян", "Адмирал Макаров", "Олег" и "Богатырь". Действия нашего флота в этом бою часто критикуют, причиной тому - перестрелки крейсеров и таинственный десяток попаданий в "Рюрик" с "Любека" (документальные следов коих не сумел найти сам С.Е. Виноградов). Однако, при всех оговорках, в этом бою российский флот добился существенного успеха, уничтожив крупный боевой корабль специальной постройки. Причинами успеха стало сочетание инициативы, эффективной работы радиоразведки и гибкость оперативного управления. Стоит отметить так же, что попытка немецкого минного контрнаступления закончилась тяжёлой потерей - в отличие от аналогичных кампаний Балтийского флота в 1914 и 1915 гг. При этом стоит отдельно подчеркнуть: непосредственно в бою немцы потеряли 27 человек убитыми и 55 ранеными, однако экипаж "Альбатроса" был интернирован в Швеции в полном составе, и вернулся в Германию только в январе 1919 г. Это был существенный успех для нас и существенная потеря для немецкого флота, имевшего проблемы с комплектованием экипажей кораблей, обострившиеся при переходе к массовому строительству подводных лодок.

2. Эскадренный миноносец V99, Балтика, 4/17 августа 1915 г.

Погиб в бою с эсминцем "Новик". Этот бой достаточно известен и он, пожалуй, является единственным боем с участием наших кораблей, по поводу оценок которого нет серьёзных расхождений - впрочем, и в этом случае тот факт, что V99 не только пострадал от огня "Новика", но и подорвался на минах, вызывает у скептиков известные сомнения. Так или иначе, для начала стоит подчеркнуть: ночной рейд пары немецких эсминцев, V99 и V100, в Рижский залив дла уничтожения броненосца "Славы" был аналогичен по замыслу предприятиям, окончившимся гибелью японского крейсера "Такатихо" и британского броненосца "Голиаф". Однако, российскому флоту удалось то, что не удалось, в описанных ситуациях, японцам и британцам - сорвать немецкую атаку. Во-вторых, бой "Новика" с V99 и V100 был боем с противником, имеющим превосходство в силах - другое дело, что качественный перевес нашей артиллерии оказался важнее. В этом бою немцы потеряли 21 человека убитыми и пропавшими без вести, и 22 ранеными.

3. Транспорты "Сейхан", "Иллирия" и "Эрезос", Чёрное море, Чёрное море, 23 августа/5 сентября 1915 г.

Выбросились на берег после атаки эсминцев "Беспокойный" и "Гневный". Этот бой не закончился уничтожением боевых кораблей противника, однако он стал одним из наиболее интересных тактических успехов нашего флота в Первой мировой войне. Три крупных турецких угольщика шли под достаточно сильным конвоем - крейсер "Гамидие", эсминцы "Нумуне" и "Муавенет" (заметим в скобках, что это были крупные современные эсминцы немецкой постройки). Силы конвоя, очевидно, были превосходящими по отношению к паре эсминцев, атаковавших конвой. Тем не менее, как и в истории с V99, командир нашей группы - начальник 1-го дивизиона эсминцев, капитан 1 ранга князь В.В. Трубецкой - успешно реализовал качественное превосходство, в скорости и артиллерии. Описания этого боя в литературе довольно заметно - и забавно - разнятся. По одним из них, наши эсминцы фактически отогнали корабли противника, по другим - "увели" их от транспортов. Так, или иначе, наши "новики" вели бой на относительно большой - около 70 кабельтовых - дистанции, в котором противник мог использовать только 2 152-мм орудия "Гамидие". Последние по ходу дела разорвались (одно -  после первого выстрела, второе - после 33 выстрелов). После того, как турецкие боевые корабли удалились достаточно сильно от конвоируемых транспортов, "Беспокойный" и "Гневный" прервали контакт и атаковали пароходы, которые выбросились на берег и были потеряны. Как таковой, этой бой стал вторым звеном в длинной цепочке событий, которая закончилась полным отказом командующего "германо-турецким" флотом Сушона от попыток организовать конвоирование угольных транспортов в Чёрном море.

4. Сторожевой корабль №19 ("Норбург"), Балтика, 7/20 ноября 1915 г.

Потоплен эсминцем "Новик". Этого эпизода нет в перечне О'Хара - он, очевидно, посчитал, что уничтожение небольшого (214 брт) вспомогательного судна не подходит под его критерии, хотя в качестве таковых заявлены столкновения с участием кораблей от 100 т и выше. Так или иначе, мы этот эпизод упомянем. "Норбург" был уничтожен в ночном бою, во время набега отряда в составе "Новика" (под флагом капитана 1 ранга А.В. Колчака) и 6 "угольных" эсминцев на дозоры немцев к востоку от Готланда. Почти весь экипаж корабля - 20 человек, в том числе командир - были взяты в плен.

5. Канонерские лодки "Ташкопрю" и "Йозгат", Чёрное море,  27 ноября/10 декабря 1915 г.

Уничтожены у о. Кефкен после боя эсминцами "Дерзкий", "Счастливый" и "Пронзительный". Два небольших корабля ("Ташкопрю" - 315 т, 2 47-мм пушки, "Йозгат" - 240 т, 1 75-мм и 1 47-мм пушки), использовавшиеся в качестве тральщиков, были направлены к месту крушения немецкой подводной лодки UC13, перехвачены нашей ударной группой, вышедшей в очередное крейсерство в Угольный район, и уничтожены в бою, продолжавшемся около 80 минут. Потери, по Лорею, составили 3 человека убитыми и 2 тяжело ранеными.

6. Судно-ловушка "Германн", Балтика, 31 мая/13 июня 1916 г.

Потоплено эсминцами "Новик", "Победитель" и "Гром" в Норчёпингской бухте. Ещё одна победа нашего флота, которую куда как чаще подают в критической тональности. Несмотря на все замечания - многие из которых можно считать справедливыми - ударная группа по командованием контр-адмирала А.В. Колчака добилась достаточно крупного материального успеха, уничтожив крупное вспомогательное судно немецкого флота. При этом стоит отметить, что артиллерийский огонь наших эсминцев оказался настолько быстрым и точным, что немецкий корабль, вооружённый 4 105-мм орудиям, не смог оказать сопротивления. Торпедные атаки были куда как менее успешны, тем не менее, итоговый результат был достигнут, и "Германн" стал второй победой "новиков" в ночных боях. Из 86 человек экипажа погибли 29, ещё 9 человек были взяты в плен.

7. Вспомогательные канонерские лодки №12 и №16, Чёрное море, 8/21 декабря 1916 г.

Потоплены у м. Кара-Бурну крейсером "Память Меркурия". В данном случае речь идёт о боевых катерах водоизмещением в 20 т, поэтому у О'Хара они так же не упомянуты. Тем не менее, этот эпизод представляется любопытным. Турецкие катера, использовавшиеся в качестве тральщиков, были уничтожены при попытке перейти из Варны в Босфор, благодаря успешному радиоперехвату. Потеря даже двух пригодных для траления катеров зимой 1916/1917 гг. для германо-турецкого флота была чувствительна, а сам эпизод представляется показательным, иллюстрирующим степень господства, достигнутого нашим Черноморским флотом - господства, делавшего смертельно опасным практически любое телодвижение морских сил противника.

8. Миноносец "Хамидабад", Чёрное море, 18(31) октября 1917 г.

Потоплен у Инады эсминцами "Пылкий" и "Быстрый". Миноносец "Хамидабад" 29-30 (16-17) октября 1917 г. провёл из Босфора в Инаду, недалеко от границы Турции с Болгарией, три прибывших из Германии моторных тральщика - MTB1, MTB4 и MTB6. На следующий день после прибытия отряда к месту назначения порт был атакован парой наших эсминцев. "Хамидабад" получил несколько попаданий, на его борту взорвались бочки с бензином для тральщиков, и корабль затонул, при это погибло 8 и было ранено 6 человек. Повреждения в порту получили 2 небольших парохода, а тральщики выбросились на берег - их, впрочем, удалось в дальнейшем ввести в строй. Этот успех стал последним успехом кораблей российского флота в Первой мировой войне.

* * *

Сводные данные - не статистика - по боевым успехом всегда дают множество поводов для обсуждения. Переходя к таковому, сразу оставим за скобками "Магдебург". Далее, заметим, что в семи из восьми учтённых эпизодов наши корабли добивались успеха в наступательных действиях. Атака, инициатива резко увеличивают шансы на итоговый успех - этот духоподъёмный тезис, любимый многими теоретиками, в нашем случае подкрепляется конкретными числами. Так же, вслед за О'Хара, отметим, что большая часть успехов - шесть из восьми - приходится на эсминцы семейства "Новик". Это иллюстрирует удачу с выбором типа эсминца для российского императорского флота и одновременно заставляет ещё раз обратить внимание как на дефицит таких кораблей в 1915-1915 гг., особенно на Балтике, так и на полное отсутствие в составе нашего флота во время войны современных лёгких крейсеров. И то, и другое, очевидно, существенно повлияло на результативность применения надводных кораблей.

В скорректированном виде "список О'Хара" выглядит следующим образом: уничтожены 5 боевых кораблей ("Альбатрос", V99, "Ташкопрю", "Йозгат", "Хамидабад"), 2 вспомогательных судна ("Германн", "Норбург"), 2 боевых катера (№12, №16) и 3 транспорта. Самое время поискать систему координат, чтобы понять - много это, или мало. Для начала - это намного больше, чем в русско-японской и Великой Отечественной войне. Отечественному флоту, в поисках поучительных позитивных примеров и внутренней идентичности следует в первую очередь обращаться к опыту Первой мировой. В советское время это было затруднительно, по политическим причинам - и, очевидно, последствия этих затруднений мы видим до сих пор. Отношение к действиям нашего флота времён брони и пара - скептическое, и Первая мировая не является исключением.

Справедлив ли скепсис? С одной стороны, можно сказать, что приведённый выше перечень кажется смехотворным на фоне того, что можно насчитать за немцев и британцев. Это так, однако они играли этажом выше - в отличие не только от нас, но и в отличие от всех других флотов Первой мировой. Причём результативность и немцев, и британцев во многом связана с просто куда как большей численностью их флотов.

Между тем, сравнение наших успехов с успехами австрийцев, французов и итальянцев создаст иное впечатление. В этом рейтинге наш флот был самым результативным. Итальянцы, по подсчёту О'Хара, вообще не добились самостоятельных успехов (действия катеров он оставляет за скобками - и это, действительно, жанр, отличный от жанра "надводных боевых кораблей"). Крупнейшие австрийские победы - два итальянских 300-тонных эсминца. Французам удалось потопить крупный корабль - крейсер "Зента" - но, помимо этого, на их счету только немецкий миноносец А15. Коалиционные победы итальянцев, французов и британцев - эсминец и два миноносца. Разумеется, сказанное не стоит трактовать как "российский флот был лучшим во второй лиге" - подобные оценки вообще лишены смысла. Однако, можно заметить, как минимум следующее: российский флот вёл куда как более интенсивные боевые действия. И добивался в этих действиях успехов.

Перейдём к дёгтю, куда без этого. Если, вслед за О'Хара, выделить в отдельную катеогрию "Османский флот", то его успехи будут выглядеть поярче: броненосец "Голиаф", мониторы "Реглан" и М-29, минный заградитель "Прут", канонерская лодка "Донец", и 4 транспорта из охраняемого конвоя (речь об атакованных "Бреслау" брандеров во время неудачной операции по закупорке Зонгулдака). Большая часть этих успехов (три из пяти боевых кораблей и транспорты) на счету немецких крейсеров - лишний повод вспомнить о дефиците таких кораблей у нас (и, к слову, стоит заметить, что крупнейшие успехи немецкого и британского флота были связаны с действиями линейных крейсеров, кораблей, которых не было больше ни у кого, кроме японцев). Далее, из пяти боевых кораблей два потоплены в результате атаки без объявления войны, приёма несколько специфического. Впрочем, так или иначе, успех турецкого эсминца с немецким командиром - уничтожение "Голиафа" - заставляет отметить тот факт, что наши эсминцы ни в 1915 г., ни в 1917 г. вражеские линкоры у Моонзундских островов не атаковали.

Более тяжёлая ложка в нашей бочке - список потерь нашего флота в боях с надводными. Они были тяжелее, чем потери противника: броненосец "Слава", крейсер "Жемчуг", эсминец "Гром", минный заградитель "Прут", канонерские лодки "Сивуч" и "Донец". Стоит заметить, что все корабли потеряны во время атак противника, а не в наступательных операциях. Половина - во время внезапных атак, в том числе без объявления войны ("Жемчуг", "Прут", "Донец"). Другая половина (все, погибшие на Балтике - "Слава", "Гром", "Сивуч") - в боях с непосредственным участием немецких дредноутов. Иными словами, можно считать гибель этих кораблей следствием превосходства линейных сил противника.

На Чёрном море, где превосходство было у нас, результативных боёв с участием российских дредноутов не было. Это можно было бы объяснить спецификой боевых столкновений - трудно попасть в "Бреслау" на большой дистанции - если бы не случай с "Кайзером" и "Громом". Точная стрельба немецких дредноутов на больших дистанциях, и неточная стрельба дредноутов российских заставляет предположить, что главной причиной бесплодности "дредноутных погонь" на Чёрном море (коих было четыре) стало повышенное рассеивание снарядов наших 305/52-мм орудий. В пользу этой версии - тот факт, что во всех случаях имели место накрытия, близкие разрывы с осколочными попаданиями, а вот прямых попаданий не было. Примерно так же выглядела обычно итальянская стрельба во время Второй мировой.

Разговор наш, внезапно, завершился минорно. Впрочем, мы, несмотря на контрактные обязательства, отнюдь не замалчиваем недостатки и не стремися к срезанию углов. Будем надеятся, чтои в таком виде сегодняшний текст будт способствовать выполнению контрактных обязательств и впишется в лучший тег нашего журнала.

Tags: Первая мировая, патриотическим курсом, фактологический оффтоп
Subscribe

Posts from This Journal “Первая мировая” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Первая мировая” Tag