naval_manual (naval_manual) wrote,
naval_manual
naval_manual

Categories:

Броненосцы против авианосцев: великое корабельное голосование

Давно не решали.

В целях разрядки международной и эпидемиологической обстановки - новый плебесцит. Для формулировки основного вопроса голосования я на секунду соглашусь со вздорным утверждением - авианосец можно считать капитальным кораблём. Эта временная коалиция с еретиками даёт возможность спросить у народа: карьеру какого капитального корабля ХХ в. можно считать наиболее выдающейся? Термин "выдающийся" я, традиционно, не буду конкретизировать постольку, поскольку конкретизация позволит решить вопрос математически, а мне интересны народные предпочтения. Кандидатуры у меня следующие.

Микаса

По боевитости, измеряемой числом столкновений с кораблями противника, "Микаса" равен ещё трём японским броненосцам. Вместе с "Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" этот кандидат участвовал в трёх крупных эскадренных сражениях, четвёртый пункт списка - безрезультатная перестрелка с "Баяном", "Аскольдом" и "Новиком" 12/25 февраля 1904 г. у Порт-Артура. Более того, если принимать во внимание иные случаи "боевой стрельбы", то японским чемпионом окажется "Фудзи", совместно с "Ясима" участвовавший в бомбардировке Порт-Артура 9/22 марта. Тем не менее, "Микаса" был флагманом Того. И здесь важна не только формальная сторона дела: в этой роли "Микаса" дважды "вывозил", в первый час второй фазы боя у Шантунга, и в первые пятнадцать минут Цусимского сражения. И, в конечном итоге, как флагман флота, выигравшего самое решительное и решающее сражение ХХ в., "Микаса" должен быть в списке.

Гебен

С "дядюшкой" сложно тягаться в любом голосовании. Карьера "Гебена" одновременно иллюстрирует правильно понятую концепцию fleet in being и демонстрирует эффект "непропорционально сильного" влияния морской мощи на историю. При этом "Гебен" - чемпион Первой мировой по общему числу боёв с кораблями противника (шесть), а по числу столкновений с капитальными кораблями (три) уступает только "Славе". На его счету - три уничтоженных корабля ("Прут", "Реглан", М-28). В общем, здесь, для баланса, нужно аргументировать не "за", а "против", посему замечу - "Гебен", при всех своих, ни разу не участвовал в продолжительном напряжённом бою.

Слава

Наш корабль в нашем рейтинге должен быть, и им будет "Слава". Его боевая карьера оказалась весьма насыщенной, по числу боёв с капитальными кораблями - четыре - этот корабль является рекордсменом и среди броненосцев, и среди участников Первой мировой, и - вообще рекордсменом ХХ в. Во время насыщенной кампании 1916 г. "Слава", насколько я знаю, стал первым линейным кораблём, получившим попадание авиационной бомбой, и первым линейным кораблём, атакованным торпедоносцами. Но это не точно. Тем не менее, если вам хочется проголосовать за наш корабль, то в списке есть "Слава", который на самом деле воевал очень много.

Уорспайт

Фаворит англофилов, и мостик между мировыми войнами - единственный в нашем списке корабль, которому удалось принять активное участие в генеральных сражениях с интервалом в 24 года. Речь, разумеется, про Ютланд и бой у Калабрии. К ним довеском - второй Нарвик и Матапан. Описывать его бомбардировочные подвиги 1943-1944 г. не буду. Замечу, что, среди прочего - "Уорспайт", как флагман Каннингема, участвовал в походе на Таранто. И доказал, что управляемые бомбы страшны только итальянским линкорам.

Шарнхорст

Ещё один немецкий рекордсмен. По числу боёв с кораблями противника "Шарнхорст" обошёл все капитальные корабли Второй мировой и немного отстал от "Гебена" - всего пять случаев (бой с "Равалпинди", бой у Лофотенских островов, бой с "Глориэс", бой с эсминцами при прорыве через Ла-Манш, бой у Нордкапа). Более того, "Шарнхорст" вместе с "Бисмарком" - единственные линкоры новой постройки, дважды вступавшие в бой с капитальными кораблями противника (чем закончились вторые попытки, мы, конечно, помним). Впрочем, коль скоро мы согласились на время с еретическим высказыванием, то на счету "Шарнхорста" - три боя с капитал-шипами, крупнейший успех немецкого флота, единственная победа линкора над флотским авианосцем.

Энтерпрайз

Первый в нашем списке авианосец - корабль с наибольшим числом наград в истории американского флота. "Энтерпрайз" участвовал в пяти из шести поименованных авианосных сражений в истории человечества. Пропустил только первое - Коралловое море - но по уважительной причине, поскольку был флагманом Хэлси в рейде имени Дулиттла. Ещё одно крупное поименованное - но не "авианосное" - сражение, в котором "Энтерпрайз" сыграл важную роль: сражение у Гуадалканала 12-15 ноября 1942 г. Как и в случае с "Уорспайтом", подробное описание подвигов "Энтерпрайза" в большой американской реконкисте 1944-1945 гг. мне не по силам - просто скажем, что он в этом всём активно участвовал.

Дзуйкаку

Начали японцем, японцем и закончим. В конце концов, "Дзуйкаку", как и "Энтерпрайз", участвовал в пяти авианосных сражениях из шести. Помимо поименованных сражений, в карьере "Дзуйкаку" было ещё два весьма известных события: Пёрл-Харбор и рейд в Индийский океан. Прекрасный кандидат для тех, кто любит авианосцы, но не любит американцев.

P.S. Этот рейтинг вдохновлён сообщением ув. iksanov 'а. Если Вы это сообщение не видели, лучше сначала проголосовать, а потом пройти по ссылке, чтобы избежать искажений в результатах нашего опроса. Если Вы сообщение уже видели, то постарайтесь его забыть.

Какой из капитальных кораблей ХХ в. прожил самую выдающуюся жизнь?

Микаса
12(10.8%)
Гебен
21(18.9%)
Слава
10(9.0%)
Уорспайт
35(31.5%)
Шарнхорст
9(8.1%)
Энтерпрайз
15(13.5%)
Дзуйкаку
7(6.3%)
Другой (каменты)
2(1.8%)
Tags: Вторая мировая, Первая мировая, авианосцы, голосование, линкоры, русско-японская
Subscribe

Posts from This Journal “голосование” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “голосование” Tag